Найти тему
Производства России

Из АЭС – в гигафабрику: в России появится крупнейший завод по производству литий-ионных батарей

Оглавление

Проект его строительства называют амбициозным, сумму инвестиций – колоссальной, масштабы предприятия – гигантскими, а перспективу развития отечественного автотранспорта с помощью его продукции – реальной. К 2025 году недостроенная Балтийская АЭС превратится в мирный неатомный завод, выпускающий важнейший компонент экологичного транспорта.

Электромобилям – зеленый свет

Развитие транспорта, который ездит не на углеродном топливе, продвигают многие мировые державы. В России принята «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта», рассчитанная до 2030 года. Она декларирует строительство в стране предприятий по выпуску такого транспорта, локализацию производства отечественных комплектующих, создание инфраструктуры и другие меры содействия продвижению электромобилей.

У отечественных автогигантов – ГАЗа и КамАза – есть планы и собственные разработки электрических авто. Но имеющихся в стране мощностей по выпуску литий-ионных батарей не хватит, чтобы обеспечить новый транспорт. Годовые показатели самого крупного предприятия – Новосибирского «Лиотеха» – 1 ГВт*ч. Стартовая мощность будущего Калининградского предприятия – в разы больше.

Вместо атома

Выбор площадки для строительства гигантского завода не случаен. Балтийскую АЭС на востоке области начинали сооружать с 2008-го, несколько раз стройку останавливали, а в 2018 году «заморозили» окончательно. Консервация построенных объектов – дорогое занятие. Поэтому было решено использовать промышленную территорию в 120 кв. м для нового завода. Соглашение об этом в сентябре прошлого года подписали Правительство Калининградской области и отраслевой интегратор «Росатома» компания «Рэнера».

Стоимость проекта – 26,35 млрд рублей. Из них больше двух миллиардов вложат акционеры, 17 млрд составят заемные средства, а пять выделят из бюджета Калининградской области. Для региона такое предприятие – это решение многих насущных проблем: от 1200 до 2000 новых рабочих мест, новая инфраструктура, повышение устойчивости экономики, социальное развитие. Для ГК «Росатом» – еще одно перспективное направление «неатомного» бизнеса.

Не только транспорт

-2

Основной сегмент продукции нового завода составят тяговые аккумуляторные батареи, которыми ежегодно можно будет комплектовать 45 тысяч электромобилей. Мощность предприятия на первом этапе составит 4 ГВт*ч в год, что эквивалентно оснастить батареями 50 – 60 тыс. автомобилей. В дальнейшем планируется нарастить производительность до 14 ГВт*ч в год. Используя современные интеллектуальные технологии, завод наладит выпуск систем накопления энергии для электросетевых комплексов и систем бесперебойного энергоснабжения.