Проект его строительства называют амбициозным, сумму инвестиций – колоссальной, масштабы предприятия – гигантскими, а перспективу развития отечественного автотранспорта с помощью его продукции – реальной. К 2025 году недостроенная Балтийская АЭС превратится в мирный неатомный завод, выпускающий важнейший компонент экологичного транспорта.
Электромобилям – зеленый свет
Развитие транспорта, который ездит не на углеродном топливе, продвигают многие мировые державы. В России принята «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта», рассчитанная до 2030 года. Она декларирует строительство в стране предприятий по выпуску такого транспорта, локализацию производства отечественных комплектующих, создание инфраструктуры и другие меры содействия продвижению электромобилей.
У отечественных автогигантов – ГАЗа и КамАза – есть планы и собственные разработки электрических авто. Но имеющихся в стране мощностей по выпуску литий-ионных батарей не хватит, чтобы обеспечить новый транспорт. Годовые показатели самого крупного предприятия – Новосибирского «Лиотеха» – 1 ГВт*ч. Стартовая мощность будущего Калининградского предприятия – в разы больше.
Вместо атома
Выбор площадки для строительства гигантского завода не случаен. Балтийскую АЭС на востоке области начинали сооружать с 2008-го, несколько раз стройку останавливали, а в 2018 году «заморозили» окончательно. Консервация построенных объектов – дорогое занятие. Поэтому было решено использовать промышленную территорию в 120 кв. м для нового завода. Соглашение об этом в сентябре прошлого года подписали Правительство Калининградской области и отраслевой интегратор «Росатома» компания «Рэнера».
Стоимость проекта – 26,35 млрд рублей. Из них больше двух миллиардов вложат акционеры, 17 млрд составят заемные средства, а пять выделят из бюджета Калининградской области. Для региона такое предприятие – это решение многих насущных проблем: от 1200 до 2000 новых рабочих мест, новая инфраструктура, повышение устойчивости экономики, социальное развитие. Для ГК «Росатом» – еще одно перспективное направление «неатомного» бизнеса.
Не только транспорт
Основной сегмент продукции нового завода составят тяговые аккумуляторные батареи, которыми ежегодно можно будет комплектовать 45 тысяч электромобилей. Мощность предприятия на первом этапе составит 4 ГВт*ч в год, что эквивалентно оснастить батареями 50 – 60 тыс. автомобилей. В дальнейшем планируется нарастить производительность до 14 ГВт*ч в год. Используя современные интеллектуальные технологии, завод наладит выпуск систем накопления энергии для электросетевых комплексов и систем бесперебойного энергоснабжения.