Найти тему
Производства России

Наперегонки с Америкой: у нас созданы и протестированы новые двигатели для сверхлегких ракет-носителей

Оглавление

Недавно закончились успешные испытания новых двигателей для сверхлегких ракет-носителей. В их проектировании участвуют самолетостроительная компания «ВНХ-Энерго», БГТУ «Военмех» и платформа НТИ.

Без них никуда

Ракеты-носители – это специальный космический аппарат, предназначенный для выведения полезной нагрузки в заданную точку космического пространства. Существует 5 классов ракет-носителей:

  • сверхтяжелый – более 100 т полезной нагрузки;
  • тяжелый – от 10 до 100 т;
  • средний – до 20 т;
  • легкий – до 500 кг;
  • сверхлегкий – до 250 кг.

В космосе насчитывается множество орбит. На каждой из них выведены спутники, благодаря которым люди на Земле получают различную информацию – от погоды до состояния с/х полей. Для серьезных космических проектов требуется постоянная доставка полезных грузов. Спутники и другие различные низкоорбитальные космические аппараты нуждаются в подобных доставках не меньше, чем МКС. Например, они включают в себя замену устаревшего оборудования на новое.

Догоним и перегоним

Запуск ракеты-носителя – недешевый и трудоемкий процесс, затрачивается множество временных и энергетических ресурсов. Именно поэтому идеальным вариантом доставки малых грузов на орбиту становится сверхлегкая ракета. Для ее запуска не нужно много средств, пространства и долгой подготовки.

Наша страна немного уступает в строительстве сверхлегкого космического класса США: они уже вовсю используют свои «легкие» разработки. В настоящий момент в России продолжается проектирование сверхлегких ракет-носителей «Таймыр» и «Иркут». К их тестовым запускам планируется приступить к 2023-2025 годам.

Тонкости разработки

Создатели новых двигателей заявляют, что их первые летные образцы будут готовы как раз к этому времени и смогут дополнить итоговую конструкцию. Стоит уточнить, что данная разработка входит в структуру проекта «Космос 2.0». Его цель заключается в создании функциональной среды, позволяющей выводить на ближайшие к Земле орбиты объем грузов до 250 кг.

Гендиректор «ВНХ-Энерго» Игорь Волобуев заявил, что испытания водородно-жидкостного двигателя малой тяги закончились успехом. Особые технологии изготовления предусматривают неприменяемую до этого конструкторскую схему «газ + газ». Испытания проходили на высоте в 20 км от земли.

Затем глава компании пояснил, что широкодиапазонный двигатель имеет колоссальное преимущество перед аналогами. Он способен работать на небольшом расстоянии от нашей планеты и в пространстве, где отсутствует кислород.