Новый отечественный электровоз 3ЭС8 создан на заводе «Уральские локомотивы» по заказу российского многоотраслевого холдинга Группа «Синара». Он сверхмощный, безотказно работает в минус 50 и способен водить тяжелые составы на участках с горным профилем. У него есть собственное имя – «Малахит» и изображение этого камня на корпусе.
Создать полностью российский
Такую задачу поставила перед собой Группа «Синара» еще в 2015 году. Грузовой электровоз должен отвечать новым техническим требованиям, быть современным, безопасным и эффективным. И самое главное – полностью собираться из российских комплектующих, чтобы не зависеть от иностранных поставщиков и западных санкций.
Воплотить в жизнь эту идею удалось с помощью завода «Уральские локомотивы». В 2020 году проект магистрального грузового электровоза был представлен, а через два года выполнен в виде опытного образца. На предварительных испытаниях он прошел пять тысяч километров, возил со скоростью 120 км/ч состав общим весом 5,6 тыс. тонн. С поставленными задачами справился и сейчас готовится к приемочным и сертификационным испытаниям.
Уникальный, безопасный, «умный»
В создании «Малахита» участвовало несколько десятков отечественных предприятий. Почти 70% технических решений, которые были реализованы в нем, – новаторские. Его главная «фишка» – асинхронный тяговый привод, который разработан компанией «Тяговые компоненты» (входит в Группу «Синара») и заводом «Русские электрические двигатели» (Челябинск). От западных аналогов он отличается меньшим весом и большей мощностью, что гарантирует высокие эксплуатационные характеристики и надежность 3ЭС8.
В «Малахите» воплотили новаторские идеи о максимальной безопасности локомотивной бригады. У электровоза цельнонесущий кузов – более компактный и легкий, с меньше металлоемкостью, но повышенной прочностью. Кабина машиниста оборудована ударной крэш-системой и выступающим вперед буферным брусом.
Испытатели оценили новый локомотив как удобную и хорошо прогнозируемую машину. Количество кнопок и тумблеров здесь сведено к минимуму, и управлять такой машиной может один человек. Установленное программное обеспечение помогает локомотиву «учиться» и работать на автопилоте. В сравнении с предшественниками, новинка легче, менее шумная, но в два раза мощнее и способна везти состав весом в семь тысяч тонн.
Король железных дорог
Кроме малахитовой расцветки, у нового электровоза есть уникальный логотип – зеленая ящерка с короной на голове из сказок Бажова. Это символично, потому что с «Малахита» начинается новый этап развития отечественного железнодорожного транспорта. На его базе уже разрабатывается целая линейка перспективных локомотивов для разных нужд РЖД. Специалисты считают, что он будет особенно востребован и станет основной движущей силой железнодорожных грузоперевозок.