Конструкции всех мокрых градирен в большей или меньшей степени контактируют с охлаждаемой оборотной водой. Это касается как рабочих колес, корпусов вентилятора, на которые попадают капли воды и конденсируется пар, так и несущих конструкций, обшивки, систем водораспределения.
Плюсы стеклопластиковых конструкций
Для увеличения срока службы многие технологические элементы выполняют из полимерных материалов. Благодаря устойчивости к коррозии разрушение оборудования происходит значительно меньше. Так, уже давно изготавливаются стеклопластиковые рабочие колеса, обшивка, ВРС. Оросители и водоуловители выполняются из полипропилена, или ПНД.
А как обстоят дела с несущим каркасом? В России подавляющее большинство градирен проектируются из металла. Для увеличения его срока службы применяются различные способы защиты - эмали, цинкосодержащие составы, горячее оцинкование.
Почему же не перейти на стеклопластиковые несущие конструкции? Ведь они обладают очевидными преимуществами:
- малый вес
- коррозионная устойчивость
- высокие биологическая и электрохимическая устойчивость
- привлекательный внешний вид
Минусы стеклопластиковых конструкций
Есть несколько серьезных факторов, ограничивающих их распространение в России.
Сборка каркаса из стеклопластиковых профилей выполняется только на болтовых соединениях. Причем момент затяжки тоже ограничен прочностными свойствами таких конструкций. Под воздействием динамических нагрузок от вентилятора затяжка ослабляется и появляется ощутимая вибрация. Необходима регулярная протяжка таких соединений. Учитывая, что на многих заводах наблюдается нехватка обслуживающего персонала, это может быть большой проблемой.
Условия эксплуатации в России очень сложные - это и низкие отрицательные температуры, и снеговые нагрузки, и обледенение, и частая смена температуры с "-" на "+" в межсезонье. Все это создает дополнительную нагрузку на конструкции градирни.
Так как в России нет согласованных методик расчета прочности стеклопластиковых конструкций, то учесть все данные нагрузки при проектировании очень сложно. Использование же европейских наработок может повлечь неприятные последствия - климат там совершенно другой.
Уже были не единичные случаи, когда конструкции градирен не выдерживали дополнительной нагрузки и ломались в наших условиях.
Возможно, в будущем стеклопластик и займет место основного материала для каркаса градирен, но сейчас, когда у нас в стране еще нет подготовленной научной базы, об этом говорить рано.