Всем привет! Настало время рассказать о нескольких свежих ужастиках, и в этот раз это долгожданный релиз от автора "Синистера", неожиданно крепкий сюрприз в мешке (в черном и пластиковом), дебют женщины-режиссера из проекта V/H/S и всегда ожидаемый новый фильм от маэстро Иглесиа, в этот раз удивившего со знаком минус.
Черный телефон
Телефоны представляют для жанра хоррор особый интерес, это неиссякаемый источник вдохновения. Начиная с хичкоковского "В случае убийства набирайте М", и...продолжать можно бесконечно - культовая сцена в начале "Крика", холодящий "Когда звонит незнакомец", обязательный "Звонок", построенный на механике телефонного общения "Бескрайняя ночь" и несколько фильмов про угрозу, исходящую от мобильных устройств.
Но нам, конечно, куда милее старые ламповые телефонные аппараты с вами витым шнуром, по которому сигнал идёт от аппарата к трубке. Особенно, если эти телефоны черного цвета. А уж если они отключены от линии, но все же периодически принимают сигнал...
Скотт Дерриксон об этом знал. Он вообще, кажется, многое понимает в жанре ужасов, в котором трудится с далёкого 2000 года, когда из-под его пера вышла одна из самых необычных номерных частей "Восставшего из ада" под названием "Ад на земле". И, конечно, верхушка подтверждения его мастерства - вышедший десять лет тому назад жуткий и давящий хоррор "Синистер", который, кстати признали самым в мире страшным по результатам научного исследования.
И вот - новая попытка попасть в подборки самых жутких фильмов. Интригующее название, постер с жуткой маской, под которой почему-то угадывается Итан Хоук и минимум информации до самого релиза. Что же по результатам?
Сюжет рассказывает о 13-летнем парне по имени Финн, который решает свои подростковые проблемы - разбирается с хулиганами, присматривает за младшей сестрой и старается избежать гнева отца, который спивается после смерти супруги - и так бы Финн их и решал, если бы их маленький городок не стал местом загадочного исчезновения нескольких детей возраста Финна, и если бы Финн в один ужасный день не попался в лапы похитителя, привлекающего детей черными воздушными шарами.
Похититель носит жуткую маску, и столь же тщательно, как свое лицо, скрывает и свои помыслы - он изредка спускается в подвал, где запирает Финна, пускается в пространные разговоры, приносит еду, и уходит обратно. Правда, иногда он забывает закрыть дверь...
Финн, конечно, понимает, что на уме у этого парня нет ничего хорошего, и что парней, похищенных до него, явно ждала жуткая участь. В звуконепроницаемом залитом бетоном подвале нет ничего, что давало бы шанс на спасение. Впрочем, есть одна странная деколь - черный телефон, привинченный к стене. Неизвестно, для чего он здесь, ведь линия давно отключена, но однажды на телефон поступает звонок. И Финн отвечает на него.
Дальнейшие подробности и указание личности звонящего было бы спойлером, так что просто скажу, что благодаря звонкам и необычным способностям одного персонажа Финн получает шанс и находит в на первый взгляд безвыходной ситуации несколько шансов на спасение.
Интригу автор сохранял не зря, механика звонков получилась действительно интересной. Дерриксон не удержался и от подтягивания в сюжет привычного уже приема видеоколлажей в духе "Синистера" - тут есть вставки, стилизованные под старые VHS-записи, но, к сожалению, это выглядит изначально вторично. Как ни старался режиссер, из "Черного телефона" при всех плюсах не вышло второго "Синистера" - фильм вряд ли захочется пересматривать много раз и обсуждать его до бесконечности. Что тому причиной - вторичные приемы или разрушающие органику магические приемы, которые в "Синистер" смотрелись уместно - пожалуй, и то и то. Но провальным фильм точно не назовешь - это хороший ужастик, крепкий и достойный просмотра.
Венецияфрения
Что трудно сказать о второй картине сегодняшней подборки. Не включить её совсем было бы неуважительно по отношению к автору, однако, делать полноформатный разбор тоже особого смысла нет - фильм, пожалуй, стоит посмотреть ценителям творчества Алекса де ла Иглесиа и любителям костюмированных фильмов и эстетики венецианских карнавалов. Ну, или, если вы хотите стать министром туризма и готовитесь к проблемам, с которыми можно столкнуться.
Начинается все...хотелось бы сказать бодренько, но нет - вяло всё начинается, вяло и очень типично для фильма про туристов, заехавших не туда. Компания из пятерых молодых испанцев прибывает на круизном лайнере в Венецию, чтобы отлично провести время, поучаствовать в костюмированном шоу и отбить вложенные деньги, как это водится у туристов, на всю катушку. При этом персонажи пытаются общаться и выяснять отношения, что выглядит и звучит плоско и надуманно, в этих перипетиях нет смысла разбираться, они ничего не дают сюжету.
По прибытии друзья сталкиваются с первой проблемой - местные, оказывается, ненавидят туристов и устраивают демонстрации протеста, кое-где превращающиеся в кровавые бани под прикрытием киоска по продаже значков и сувениров. Единственный нормальный местный - таксист-гондолист по имени Джакомо, только он и понимает, что страна живёт почти только за счёт туризма.
Вторая проблема тесно связана с первой, но также с тем, что героям, особенно женской половине компании, неймётся влипнуть в приключения поинтереснее, так что они принимают приглашение таинственного человека в маске чумного доктора (костюм хороший, фото сверху). Само собой, после закрытой вечеринки все просыпаются с жутким похмельем, а один из туристов пропадает. И, конечно, полиция не спешит помочь, а дверь, которая вела в подпольный клуб, стала дверью в бабушкину квартиру.
Ну а дальше мы следим за злоключениями персонажей, пытающихся найти своих во враждебной среде, а заодно узнаем, почему же люди из Венеции так не любят туристов (и то и то выглядит блекло и притянуто за уши).
Если изначально фраза "Алекс де ла Иглесиа снимает"Хостел" могла показаться лучшей рекламой, то в итоге все оказалось очень дословно - это именно "де ла Иглесиа снимает "Хостел", типичный и плоский фильм про людей попавших не туда, и он не вкладывает туда ничего своего и ничего нового. Ничего за что мы любим Иглесиа с его умением сочетать стёб, эпичный экшен и глубокие философские рассуждения, продемонстрированные в "Дне зверя" и "30 сребренниках". Нет никакого шанса поверить, что это снял маэстро, на протяжении всего фильма ждёшь какого-то поворота, но не будет.
Единственное, что можно предположить, пока смотришь этот фильм - наверное, де ла Иглесиа гулял по Венеции, смотрелся в каналы, и его творческое настроение очень сильно испортила шумная толпа туристов, после чего он учинил расправу над ними на страницах сценария. Если очень нравится венецианские маски, может смысл и есть, в остальных случаях - нет.
Наблюдающий
Неприятно, когда за тобой кто-то наблюдает, нарушая приватность и вторгаясь в личное пространство. Ещё хуже, если ты не можешь отличить развивающуюся паранойю от реального прецедента нарушения личных границ. Но если всё это происходит в незнакомом тебе месте, в обществе, норм которого ты не знаешь, это становится невыносимым.
Стоит ли сказать, что есть и ещё одна грань этого вопроса - не является ли этот односторонний зрительный контакт единственным шансом не сойти с ума от одиночества в чужом городе, в чужом краю? Определено, стоит.
"Наблюдающий" вышел как-то скромно и незаметно, единственное, что использовали авторы для привлечения внимания публики - изображение актрисы Майки Монро в шелковом пеньюаре, смотрящей в окно - так себе трюк, несмотря на крепкие роли в "Злодеях" и "Оно следует" за ней закрепился определенный образ, и, честно сказать особых откровений, кроме эстетического удовольствия (на вкус и цвет) я не ждал.
При этом от фильма было ощущение, что это проходной триллер наподобие недавно вышедшего и на первый взгляд похожего триллера "Вуайеристы" с Сидни Суини. Но нет, там люди, как вы понимаете из названия, хотели, чтобы на них смотрели. Здесь, как я уже говорил, всё сложнее.
Итак, героиня Монро по имени Джулия переезжает в Бухарест из Нью-йорка вместе с супругом по имени Фрэнсис (Сергей из сериала Гарленда "Разрабы"), и если Фрэнсис получил здесь перспективную должность, то Джул, к сожалению, приезжает, как бесплатное приложение, к тому же скоро мы узнаем, что героине пришлось оставить мечты о карьере актрисы.
Джулии нелегко даётся адаптация - она с трудом учит незнакомый язык, а окружение не стремится поддержать героиню - даже Фрэнсис с коллегами на вечеринках говорит на румынском, так что Джул не понимает ни шуток ни тем разговоров. Кроме того, Фрэнсис почти всегда отсутствует дома, и ничего для Джулии не остаётся, кроме наблюдения мира из окна - и скоро в этом чужом мире появляется некто, фигура из дома напротив постоянно стоит у окна, и, как кажется героине, смотрит на неё. Когда бы она ни подошла к окну.
В дополнение ко всем этим малоприятным обстоятельствам, в один из вечеров, возвращаясь домой, Джул и Фрэн узнают, что неподалеку произошло убийство девушки, и есть сведения, что в округе орудует серийный убийца.
Находясь под таким прессором одиночества и недоверия со стороны Фрэнсиса, Джулия пытается сохранять бодрость духа, исследовать незнакомый город и учить язык, вот только героиня замечает, что за ней неустанно кто-то следует...
"Наблюдающий" стал режиссерским дебютом в полном метре для Хлои Окуньо, чью работу вы могли оценить, если видели последнюю часть хоррор-альманаха "З/Л/О 94" - ей принадлежит секция "Ливневая канализация" с городской легендой о Рэтмене. Надо сказать, дебют однозначно состоялся. Хотя уровень саспенса в формате комнатного хоррора не дотягивает до бессмертного "Жильца" Полански, всё же нагнетение присутствует в достаточном объеме и темпе.
Бесспорно, Хлоя пыталась сделать свое высказывание на заданную Ари Астером в "Солнцестоянии" модную для хоррора тему разрыва отношений. И ей удалось почти идеальное высказывание, почти, потому что ближе к финалу режиссер все же выбрала немного другую игру. До этого момента параноидальное состояние Джулии отлично переплеталось с нарастающим пониманием чуждости этому незнакомому месту и осознанием отчужденности от близкого и далёкого супруга Фрэнсиса.
Впрочем, несмотря на уход в другую сторону, фильм однозначно состоялся - это интересный, атмосферный психологический триллер, поднимающий тему сложности взаимоотношений, которые угрожают потере себя, с хорошими визуальными решениями (сцена в метро с пакетом очень пугает), с хорошей работой Монро, которая не поражает, но удивляет. Так что новые картины от Окуньо однозначно будем ждать.