Найти тему
ВТБ Страна

Композитор Александр Глазунов: история мальчика с уникальным слухом

Оглавление

В девять лет — виртуозная игра на фортепьяно, в шестнадцать — триумф с Первой симфонией, в восемнадцать — знакомство с Ференцем Листом. В честь дня рождения Александра Глазунова вспомним судьбу и главные работы одаренного музыканта.

Стремительный взлет

Илья Репин. «Портрет Александра Глазунова», 1887 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Илья Репин. «Портрет Александра Глазунова», 1887 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Александр Глазунов родился в потомственной дворянской семье книгоиздателей. С раннего детства он погрузился в мир музыки — мама Александра была пианисткой. К тому же мальчик обладал уникальным слухом и музыкальной памятью. Позже композитор вспоминал: «В доме у нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то, что слышал раньше». Этот дар позволил ему в будущем по памяти воссоздать незаписанную музыку неожиданно скончавшегося Александра Бородина. Так, вместе с Николаем Римским-Корсаковым композитор завершил оперу «Князь Игорь».

Талантливый юноша уже к одиннадцати годам сочинял музыку. В 16 лет, после обучения у наставника и соратника Римского-Корсакова, Глазунов написал Первую симфонию. Она поразила публику своей ясностью и зрелостью исполнения. Цезарь Кюи отмечал: «Он совершенно способен выражать то, что он хочет, и так, как хочет».

Искренняя любовь к симфониям

Триумф начинающего композитора обратил на себя внимание мецената и покровителя искусства — Митрофана Беляева. Он впервые вывез восемнадцатилетнего Глазунова за границу. Там молодой талант познакомился с Ференцем Листом. После сближения с Беляевым Глазунов погрузился в деятельность музыкального издательства и заинтересовался Русскими симфоническими концертами, где сам часто бывал дирижером.

Глазунов на всю жизнь сохранил трепетную любовь к симфониям. Он творил в новом лиро-эпическом направлении — смешал классическое драматическое звучание Петра Чайковского и его соратников с картинно-эпической музыкой «Могучей кучки». Произведения Глазунова лиричны, но наполнены богатырской силой. Его творчество оказалось мостом между русской классикой и зарождающейся музыкой нового времени.

Балет по-рыцарски

Фотография сцены из оригинальной постановки хореографа Мариуса Петипа и композитора Александра Глазунова балета 1898 года «Раймонда». На фотографии сцена Мариинского театра с труппой и костюмами в декорациях третьего действия балета © Public domain
Фотография сцены из оригинальной постановки хореографа Мариуса Петипа и композитора Александра Глазунова балета 1898 года «Раймонда». На фотографии сцена Мариинского театра с труппой и костюмами в декорациях третьего действия балета © Public domain

После творческого кризиса 1890-х Глазунов написал свой известный балет «Раймонда». Для создания такого масштабного сочинения времени предложили совсем мало, но Глазунов, увлеченный эстетикой рыцарских легенд, работал быстро, запойно. Одновременно с «Раймондой» композитор создавал Шестую симфонию: так балет оказался пронизан любимыми для Глазунова приемами симфонического развития.

Сценарный план принадлежал ведущему русскому балетмейстеру Мариусу Петипа. Глазунову приходилось строго (что было обычно для хореографа) соблюдать условия Петипа к музыке. Но композитор воспринимал это философски: «В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?». Балет удался: публика была в восторге от премьеры. Глазунов получил очередной триумф и лавровый венок от танцоров.

Борьба за автономию музыки

Сложный 20 век Глазунов встретил в роли преподавателя: сначала он стал профессором, а потом — директором Петербургской консерватории. В годы первой русской революции студенты выступали за автономию учебных учреждений: консерваторию тоже хотели освободить от гнета Императорского Русского музыкального общества. Глазунов занял позицию студентов. Вслед за обвиненным в подстрекательстве Римским-Корсаковым Глазунов решил покинуть консерваторию. Вернулся к преподаванию он лишь после предоставления ей автономии.

Композитор Александр Глазунов, директор Петербургской консерватории, со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым © Public domain
Композитор Александр Глазунов, директор Петербургской консерватории, со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым © Public domain

Глазунов остался в истории консерватории деятельным руководителем: он привел в порядок учебные программы и планы, лично присутствовал на экзаменах, постоянно общался со студентами и преподавателями. Об этом шумном периоде жизни композитор писал: «Я так перегружен консерваторской работой, что я не успеваю о чем-либо думать, как только о заботах настоящего дня». Но такие заботы ему явно нравились.

Народный артист Республики

Октябрьская революция не смела Глазунова с поста. Он сумел найти общий язык с новой властью, особенно с наркомом просвещения Анатолием Луначарским. Тот даже помог сохранить композитору квартиру «ввиду выполняемых им важнейших обязанностей и творческой работы».

Александр Глазунов сумел сохранить за консерваторией высокий статус, но даже такая активность не лишила его врагов. После посещения композиторского конкурса в Вене в СССР он больше не вернулся. По причине здоровья или «собственной безопасности», но последние годы «Народный артист РСФСР» провел в Париже.

Для справки:

Узнать больше о жизни Александра Глазунова можно в постоянной экспозиции Шереметевского дворца — Музея музыки. А познакомиться с его произведениями — на концертах в Московской консерватории. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции и их проекты.