Почему именно к югу от Петербурга растет концентрация высокотехнологичных производств и проектов, которым нужны интеллектуальные ресурсы? О том, как зависит уровень технологии от качества жилой среды, рассуждает Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens.
«Мозги в пространстве распределяются неравномерно. Престижность локации начинает определяться не количеством денег на гектар, а концентрацией интеллектуальных ресурсов.
Джону Рокфеллеру приписывают фразу: «Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». Можно немного изменить это утверждение: «Те, кто живет в малоэтажке, будут устанавливать правила для живущих в небоскребах и «человейниках».
Престижность исторически зависит от доступности ресурса. Если центр притяжения – царский двор, то максимально ценной будет близость к Зимнему или к Большому дворцу в Петергофе.
Океан напоминает о великом и вечном – архитекторы и девелоперы начинают использовать понятие Sea View. (Хотя любой, живущий на «первой линии», охотно расскажет, как это порой неудобно, ветрено и промозгло).
Локации всегда делили на престижные и непрестижные, на элитные и эконом-класс. То есть в основном по доходам и стоимости. А вот по среднему уровню IQ – такое распределение встречается реже.
Хотя некоторые примеры уже есть. Широко известны исторические локации - Оксфорд и Кембридж. Кстати: в метрополиях престижные учебные заведения нередко можно встретить в имперских пригородах (Лицей).
В СССР сложились: Академгородок в Новосибирске; Дубна в Подмосковье; Комарово под Петербургом… Из относительно свежего - «Силиконовая долина» в Калифорнии.
А вот в Сколково, пожалуй, не получилось. Можно попробовать выделить нечто общее. Как правило, малая этажность.
Как правило, много зелени и хорошая экология. Высокая концентрация рабочих мест, требующих интеллекта (университет, исследовательские центры, наукоемкое производство), чаще всего - удаленно от мегаполиса.
Государственная воля (или поддержка) полезны, но не гарантируют успеха. По команде такие центры почему-то не возникают. Нужно, чтобы тысячи неординарных, требовательных, нередко – капризных людей захотели жить именно здесь.
Действительно есть некоторая (неочевидная) взаимосвязь между количеством этажей и творческим потенциалом. Художник, наверное, может жить в мансарде. Но вряд ли – на 21-м этаже 24-этажного многоквартирного дома!
Последние несколько лет в нашем регионе происходит концентрация интеллектуального капитала. Причем отчетливо виден вектор: пригород, южное направление агломерации.
Город-спутник «Южный» и Хайпарк. Реанимация важных проектов в ПИЯФе (Гатчина, РАН) и Курчатовском институте. Одобренная концепция кампуса СПбГУ в Пушкинском районе… Создание «Нанопарка» в Гатчине.
Похоже, наукоемкие проекты постепенно приводят к качественному преобразованию территории. Для эффективной работы мозга, человеку нужны комфортные условия, мотивирующая жилая среда, способствующая и перезагрузке.
Ритм мегаполиса жесток для людей интеллектуальных профессий, им необходимо выдохнуть после рабочего дня, расслабиться, иначе неизбежно возникает профессиональное выгорание.
Самые простые градостроительные решения – этажность ниже среднего, зелень вокруг, рекреационные территории для семейного досуга, ежедневных занятий спортом, велодорожки, скверы т.д.
И возможность «отключиться» от бытовых забот, когда проблемы повседневного обслуживания жилья или решены полностью, или решаются быстро и незаметно. Безопасность, возможность не беспокоиться за детей, которые отправились гулять или вот-вот должны вернуться из садика/школы…
Только такая жилая среда позволит рассчитывать на отдачу в сложных видах интеллектуального бизнеса, её необходимо формировать синхронно с созданием рабочих мест.
Мощь и престиж государства давно уже не определяются размерами территории и количеством населения. Важны успехи на ключевых направлениях – космос, высокая наука, компьютерные технологии, биотех, авиастроение, кораблестроение…
Кроме того, современные управленцы нередко вынуждены подолгу работать в условиях стресса, экономика переживает кризисы, связанные теперь и с пандемией. Мы сталкиваемся с необходимостью удаленной работы.
Иметь возможность дистанцироваться, быстро восстановить силы после болезни, регулярно разгружать мозг после сложного рабочего дня – все это критически важно для сотрудников и руководителей во всех отраслях, связанных с высокотехнологичной продукцией.
Для прорыва в наукоемких производствах, в высокотехнологичных областях экономики нам необходимо создавать для людей жилую среду «на вырост», с опережением текущих потребностей большинства.
Индустриальная высокоплотная застройка, деление города на «спальные» и «производственные» зоны – это решения из позапрошлого века, они не учитывают новых задач и целей технологического развития.
И пока наши градостроители, архитекторы и девелоперы будут воспроизводить устаревшие практики, без учёта потребности и роли личности – мы будем только закреплять отставание в технологической сфере».