Весной этого года рынок России покинули десятки зарубежных брендов, которые за долгие годы стали привычными для российских потребителей. В связи с этим отечественные предприниматели оказались в неоднозначной ситуации: с одной стороны, освободились перспективные сегменты рынка, а с другой – падение покупательской способности и нарушение логистических цепочек мешает развернуться в этих нишах.
Уйти по-английски. Или уйти, чтобы вернуться?
Уход шведской компании-ритейлера «IKEA» долгое время обсуждался в сети Интернет. Особенно много негатива было связано с искусственно созданным ажиотажем вокруг распродажи остатка товаров и техническим сбоем на сайте – по одной из версий он просто «лег» от наплыва онлайн-покупателей.
Владелец крупнейшей торговой сети заявил о намерении закрыть 4 производственных предприятия на территории России и провести «оптимизацию» среди сотрудников.
Но громкий уход «IKEA» с российского рынка не у всех вызвал ностальгические слезы. Уже в июне в России резко вырос спрос на изготовление мебели по индивидуальным проектам – на 30% по сравнению с предыдущим годом. Одна из крупнейших российских сетей товаров для дома «Hoff» активно набирает обороты по продажам мебели, изготовленной из отечественной древесины. Компания может занять позицию, которая оставлена иностранным конкурентом.
Как заявил замглавы Минпромторга В. Евтухов, «IKEA» может вернуться на российский рынок, если восстановится логистика. К тому шведский ритейлер пока вовсе не планирует продавать свои магазины.
О прекращении поставок и остановке сборочного процесса объявили крупнейшие производители автомобилей «Volkswagen», «Skoda», «Toyota», «BMW», «Scania» и другие. Автомобилисты уже смогли ощутить на себе последствия – в июне в сервисных центрах возник острый дефицит запчастей.
Для решения этой проблемы российским правительством принят законопроект, который легализует параллельный импорт – ввоз оригинальной продукции без согласия правообладателя через другие страны. Основными источниками параллельного импорта станут Китай, Казахстан, Киргизия и Армения.
Часть зарубежных производителей, которые вложились в местное производство, объявили о продолжении поставок. К ним относятся «Hyundai», «Kia», «Toyota», «Haval», «Genesis», «Chery». Но большинство производственных мощностей в России «заморожено» как минимум до осени, а поставки некоторых брендов идут из Кореи.
Больше всего пострадал люксовый сегмент fashion-рынка: среди ушедших компаний – крупнейшие холдинги, производители косметической продукции и аксессуаров «Estee Lauder», «Gucci» французский концерн LVMH (владелец таких брендов, как «Christian Dior», «Louis Vuitton», «Givenchy») и другие. На их долю приходилось 80% ассортимента.
Поставили на паузу свою деятельность в России такие крупнейшие производители одежды и обуви, как «H&M», «Mango», «Nike». Первая из них объявила намерение полностью прекратить бизнес в стране и занимается распродажей остатков на складах по тому же принципу, что и «IKEA». Впрочем, некоторые аналитики считают это не более, чем маркетинговым ходом.
Испанская компания «Mango» пытается выйти из этой ситуации по-другому: все магазины переданы по франшизе другому владельцу, а товарный знак и продукция остается такой же. Общественная организация «Общественная потребительская инициатива» подала судебный иск против «Nike», требуя от нее соблюдения гарантийных обязательств на товар, уже реализованный на территории России.
Другие компании изменили свои маркетинговые решения: «KFC» и «Procter & Gamble» (владелец брендов «Ariel», «Lenor», «Fairy», «Pampers», «Always», «Gillette», «Head & Shoulders») сворачивают рекламу и прекращают инвестиции на территории России.
Хочу такой же бренд, как этот
Интересно, что уход зарубежных компаний из России и параллельный импорт многие отечественные предприниматели воспринимают как зеленый свет для злоупотреблений. Так, весной этого года в «Роспатент» поступили заявки на регистрацию товарных знаков, которые тождественны популярным брендам или очень похожи на них.
Такие попытки обречены на провал: бренды зарубежных компаний уже давно получили правовую охрану в «Роспатенте», а защита товарных знаков не зависит от деятельности компаний на территории России. Наша страна по-прежнему остается участницей международных соглашений по охране интеллектуальной собственности, а значит, юридическая защита брендов остается в силе.
Кроме того, 29 июля 2022 г. Михаил Мишустин подписал постановление, по которому маркетплейсы («Вайлдберриз», «Озон» и другие) будут нести ответственность за продажу контрафакта на своих площадках. Это требование вступит в силу с 1 марта 2023 года. И если раньше тот же самый «Вайлдберриз» просил только форму №940 (этот документ выдается «Роспатентом» при подтверждении приемки заявки для регистрации товарного знака), то теперь требования к продавцам ужесточатся.
Уже к концу августа 2022 г. руководство «Вайлдберриз» планирует запустить в работу новый сервис «Цифровой арбитраж», который позволит направлять досудебную претензию нарушителю прямо на онлайн-платформе.
Так как регистрация товарного знака занимает несколько месяцев, то продавцам товаров на маркетплейсах нужно позаботиться о получении государственного свидетельства уже сейчас. Если возникнет спорная ситуация, в которой предприниматель не сможет доказать свои права на бренд, то его витрина будет «заморожена».
Ребрендинг «Макдональдса»: удача или полный провал?
В мае 2022 года компания «Макдональдс» объявила о продаже сети фастфуда российскому предпринимателю Александру Говору. Это одна из крупнейших сетей ресторанов быстрого питания, штат которой насчитывает около 60 тысяч работников, а еще 100 тысяч человек трудятся в компаниях-поставщиках.
Права на бренд «Макдональдс» новому владельцу бизнеса не передавались, поэтому он вынужден был сделать ребрендинг. В июне в «Роспатент» была подана заявка на регистрацию нового товарного знака, под которым будет работать сеть фастфуда, – «Вкусно и точка». 2 августа бренд зарегистрирован и выдано государственное свидетельство.
Однако в реестре «Роспатента» уже есть похожий бренд для ресторанов, который зарегистрирован раньше, в апреле 2020 года, – это «Еда и точка». Он принадлежит другой компании – ООО «БЭСТ ДЖАПАН», владеющей сетью ресторанов во Владивостоке. Хотя оба бренда и не совпадают на 100% полностью, но имеют фонетическое сходство.
Владелец бренда «Еда и точка» уже направил досудебную претензию и собирается оформлять судебный иск, против «Макдональдса». Оспаривание регистрации товарного знака и судебные споры по интеллектуальной собственности в России – не такая уж редкость. Если ООО «БЭСТ ДЖАПАН» удастся аннулировать похожий знак, то «Макдональдсу» снова придется заняться ребрендингом.
Новый логотип «Вкусно и точка» также практически совпадает с брендом португальской компании «Matosmix», которая занимается производством кормов для животных. Однако этот бренд не зарегистрирован на территории России. Как известно, товарные знаки обладают территориальным принципом действия – правовая охрана им предоставляется только в пределах того государства, где выдано свидетельство. Исключение составляют всемирно известные бренды – «Роспатент» может отказать в регистрации похожего знака, так как это вводит потребителей в заблуждение.
Ситуация с ребрендингом «Макдональдса» породила немало шуток. Рэпер Моргенштерн, включенный в список иноагентов, оформил свой ресторан в Москве под вывеской «Кайф и точка» с аналогичным логотипом – усеченной буквой «К» золотого цвета на красном фоне. А другому рэперу Тимати, новому владельцу сети кофеен «Starbucks», советуют сделать ребрендинг в том же стиле – «Кофе и точка».
Чтобы обезопасить себя от судебных исков и отказа в регистрации, товарный знак нужно тщательно проверить перед подачей заявки в «Роспатент». Вы можете заказать такую проверку в патентном бюро Ezybrand – здесь работают опытные патентные поверенные, которые прошли государственную аттестацию.
Еще статьи, которые могут быть вам интересны:
Регистрация товарного знака через патентное бюро
Как самостоятельно зарегистрировать товарный знак: пошаговое руководство