Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ лицензии, выданные до дня вступления в силу указанного закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу такого закона, т.е. по состоянию на 1 января 2021 года. Если подходить буквально к толкованию ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ, то, по мнению автора настоящей статьи, с 1 января 2021 года единственным подтверждением наличия у участника закупки соответствующей лицензии является запись в реестре лицензий. Вместе с тем, в практике закупок не все так однозначно.
Напомним, что согласно пп «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ участник закупки, если заказчиком установлено требование о наличии лицензии, обязан предоставить в составе заявки документ, подтверждающий наличие такой лицензии. Таким документом, безусловно, может выступать выписка из реестра лицензий. Однако, бывают случаи, когда участники вместо выписки предоставляют копию бумажной лицензии, выданной им до 1 января 2021 года.
Контрольные органы различно подходят к вопросу об отклонении заявки участника в рассматриваемой ситуации. Есть те, которые считают, что такую заявку следует обязательно отклонить. Например, в решении Коми УФАС России от 09.02.2022 № 04-02/1211, решение Астраханского УФАС России от 17.09.2021 № 030/06/64-1192/2021 указано:
«согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, лицензии, выданные до 01.01.2021, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на дату - 01.01.2021. Следовательно, после 1 января 2021 подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021, является запись в реестре лицензий.
Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 23.04.2021 N Д24и-12191, из содержания которого следует, что с 1 января 2021 бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии, подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий».
При этом есть и органы, придерживающиеся противоположной позиции. Последние ссылаются на тот аргумент, что лицензии, выданные ранее, выдалась на неопределенный срок и, следовательно, участники закупки вправе включать в состав заявки копии бумажных лицензий. Более того, заказчик, который в извещении о проведении закупки не укажет на саму возможность предоставления в составе заявки копии бумажной лицензии, может быть оштрафован.
Приведем пример:
«в силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27.12.2019" N 478-ФЗ и вступившего в силу с 1 января 2021 года, лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом согласно ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании, лицензия действует бессрочно.
Таким образом, документом, подтверждающим наличие у участника закупки соответствующей лицензии по мимо непосредственно выписки из реестра лицензий, также может являться непосредственно лицензия, выданная до 1 января 2021 года» (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 24.12.2021 по делу № 44-5952/21).
Заказчикам и участникам закупок следует помнить о наличии разных подходов у органов контроля по данному вопросу. В связи с изложенным, при принятии заказчиком решения об определении требований к содержанию и составу заявки, а также решения участником о возможности включения в состав подаваемой им заявки копии ранее выданной лицензии, следуют учитывать подход территориального управления ФАС России, который сложился в том или ином регионе по указанному вопросу.
Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 8 (96), август 2022 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: