Найти в Дзене
FIT BLOG

Amphicar 770: амфибия от создателя знаменитых дверей типа “крылья чайки”

Идеей создания универсального транспорта, пригодного для разных сред обитания, изобретатели бредили, пожалуй, даже еще до момента появления двигателя внутреннего сгорания. Но более-менее жизнеспособные проекты начали появляться ближе к началу Второй Мировой войны.

Машины, способные как передвигаться по суше, так и плавать в водоемах, получили название “амфибии” и разрабатывались странами-участниками военного конфликта – США, Германией, Японией, СССР. Наиболее в этом преуспели, пожалуй, США и Германия, создав вполне работоспособные образцы военных транспортеров-амфибий.

Но если для военных целей назначение машин было предельно ясным – быстрое десантирование и транспортировка личного состава в сложных условиях бездорожья и при наличии водных преград, с чем бы не справились по отдельности автомобили или плавсредства, то применительно к мирной жизни амфибии могли выступать, скорее, в роли модной игрушки и средства для активного отдыха.

Германский инженер Ганс Триппель задумался над собственным проектом автомобиля-амфибии еще в далеком 1929 году! Во время войны для нужд Вермахта он разработал амфибию Trippel-SG6 с необычным круглым носом. Около 800 экземпляров этой амфибии было собрано на заводе Bugatti в Мюльсхайме. Правда, гораздо более известной была другая амфибия (не Триппеля), на базе “народного автомобиля” Volkswagen – Schwimmwagen.

Trippel-SG6
Trippel-SG6

После войны Триппель продолжил трудиться над разными автомобильными проектами. В частности, он отметился тем, что придумал те самые знаменитые двери типа “крылья чайки” для купе Mercedes-Benz 300SL.

Однако, все эти годы он не прекращал думать над концепцией “гражданской” амфибии, пригодной для широких слоёв населения. Для реализации этого проекта Триппель воспользовался помощью Гаральда Квандта, владевшего 30% компании BMW. В марте 1959 года на Женевском автосалоне был показан прототип Eurocar, оснащенный двигателем объемом 903 см3 от английского Austin A35.

До этого пробовали приспособить двигатель от Mercedes-Benz 190SL, но он оказался слишком тяжелым для амфибии. А вариант с двигателем воздушного охлаждения Volkswagen не годился из-за американских нормативов их Службы береговой охраны (ведь основным рынком сбыта Триппель видел именно США).

Прототип Eurocar 1959 года
Прототип Eurocar 1959 года

Так, перебрав несколько вариантов силовых установок, в итоге остановились на моторе от британской модели Triumph Herald, и в таком виде в 1961 году была представлена серийная версия. Мотор оказался удачным по соотношению мощности и массы, а также он был относительно недорог. Двигатель установили сзади, что было логично. При рабочем объеме 1147 см3 он развивал мощность 43 л.с. Момент через 4-ступенчатую коробку передач Volkswagen передавался на задние колеса – или – на два гребных винта.

Компоновка Amphicar 770
Компоновка Amphicar 770
Рентген-схема Amphicar 770
Рентген-схема Amphicar 770
Рентген-схема Amphicar 770
Рентген-схема Amphicar 770

Открытый кузов, или, точнее, корпус, напоминал лодку на колесах. Стиль получился довольно примитивным, но функциональным. 2 герметичные двери обеспечивали доступ в 4-местный салон. Нос машины был чуть заострен, придавая сходство с лодками. На случай непогоды был предусмотрен складной мягкий верх. На задних крыльях имелись внушительные плавники – но, по уверению конструктора, они были сугубо функциональными – обеспечивали защиту двигателя от брызг.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

Габаритами машина была со средний седан тех лет – длина составляла 4343 мм, ширина 1549 мм, высота 1524 мм, колесная база была сравнительно короткой – 2134 мм. А вот дорожный просвет составлял огромные 240 мм. Масса амфибии составляла 1050 кг. Машина получила обозначение Amphicar 770, причем цифры расшифровывались просто: скорость 7 морских узлов по воде и 70 миль/час по дорогам. Действительно, машина была способна развить 113 км/ч на земле и 6-7 узлов (11-13 км/ч) на спокойной воде.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

Двигатель был недостаточно мощным для такой тяжелой машины, в результате разгон до 60 миль/ч составлял невообразимые 42,9 с! Средний расход топлива был 9-11 л/100 км. Шасси не обещало чудес управляемости: хотя подвеска всех колёс была независимой, у машины был велик центр тяжести, к тому же рулевое управление было типа “червяк и ролик”, а тормоза всех колес – барабанными.

На дорогах машина была медленной, валкой и неуклюжей. Водители жаловались на неинформативный руль, тяжелые тормоза, большие крены. В плюсы можно было отнести хорошую плавность хода и способность взбираться на крутые подъемы благодаря заднемоторной компоновке и огромным углам въезда и съезда.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

А как машина двигалась в воде? Немецкая компания Hermes разработала специальную двухрежимную трансмиссию, которая передавала момент от двигателя на два винта, расположенных на корме. Переключение между приводом на колеса и приводом на винты осуществлялось рычажками на панели приборов.

Геометрия машины позволяла съезжать с берега на воду и выезжать из воды на сушу. Выхлопная труба была выведена вверх, выше ватерлинии. Особенностью Amphicar-770 являлось то, что оба винта вращались в одну сторону, из-за чего машину уводило в правую сторону на воде. Впрочем, это не было сильной проблемой. Направление движение корректировалось традиционно — поворотом передних колес рулем. Для остановки на воде необходимо было включать задний ход.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

Специальные замки на дверях обеспечивали герметичность. Тем не менее, вода всё равно неизбежно просачивалась в салон и моторный отсек через многочисленные уплотнения. Для борьбы с этим в передней части амфибии был размещен трюмный насос, который позволял откачивать до 23 л воды в минуту. И, конечно, экипажу не мешало взять с собой в водный круиз спасательные жилеты. При движении по воде расход топлива составлял 11,5 л/час. Ну, а после выхода амфибии на берег нелишним было проверить и просушить тормоза.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

Казалось бы, такая маленькая конструкция предназначена лишь для спокойных закрытых водоемов – озер, рек и каналов. Однако, в биографии модели есть примечательная история! В сентябре 1965 года смелые и эксцентричные англичане предприняли успешную попытку на двух "Амфикарах" пересечь пролив Ла-Манш.

Они стартовали из английского Дувра и через 7 часов 20 минут финишировали во французском Кале, причем это была отнюдь не легкая прогулка! Экипажи плыли в темноте, а море было неспокойным – дул 5-6-балльный ветер, который поднимал волны высотой до 6 метров! Плюс была опасность столкнуться с другими судами, что сулило драматичный исход. Этот успешный заплыв стал прекрасной рекламой для этого экзотического транспортного средства. Правда, продажи особо не выросли.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

Автомобиль продавался по всей Европе, а также экспортировался в США. В самой Германии машина продавалась по цене двух Volkswagen Beetle, то есть около 10000 DM. В Великобритании машину можно было приобрести за 1075 фунтов, что соответствовало цене на достаточно престижный седан Ford Zodiac MkIII. Ну а в США, где были основные продажи, машина продавалась за 3395 долларов — по цене, сравнимой с родстером Austin-Healey 3000 или с только появившимся кабриолетом Ford Mustang.

Интерьер Amphicar 770
Интерьер Amphicar 770
Интерьер Amphicar 770
Интерьер Amphicar 770
Панель приборов Amphicar 770
Панель приборов Amphicar 770

Да, это были немалые деньги, но ведь за эту цену покупатель, по сути, приобретал две машины – автомобиль и катер. Конечно, универсальные вещи всегда строятся на компромиссах. Вот и в случае с Амфикаром создателям пришлось сочетать несочетаемое. В результате, откровенно говоря, машина уступала на шоссе нормальным автомобилям, а на воде – обычным катерам.

Моторный отсек в задней части Amphicar 770
Моторный отсек в задней части Amphicar 770
Багажник в передней части Amphicar 770
Багажник в передней части Amphicar 770

Среди недостатков, помимо уже упомянутых, можно также отметить плохую защищенность от непогоды (кабриолет есть кабриолет), быстрое ржавление панелей кузова вследствие контакта с водой, в том числе морской. Попадавшая в моторный отсек вода могла приводить к поломкам мотора. Машина требовала частого и трудоемкого техобслуживания. И тем не менее, если не требовать от амфибии невозможного, она была способна подарить много положительных эмоций.

Реклама Amphicar 770
Реклама Amphicar 770

Изначально Ганс Триппель планировал продажи на уровне 20000 штук в год. Увы, это были чересчур оптимистичные планы, реальность оказалась куда прозаичнее. Сложно было найти много желающих на столь экзотический и недешевый транспорт.

Годовые продажи составляли примерно 500 штук. В 1968 году американские законодатели изменили требования к таким транспортным средствам, доработка конструкции к новым правилам оказалась невыгодной и производство свернули. Всего же за 7 лет успели выпустить 3878 штук.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

И, как бы то ни было, при всех недостатках конструкции, значение Amphicar 770 сложно переоценить. Ведь он стал первой серийной гражданской амфибией, худо-бедно, но продававшейся на многих рынках. У него были немногочисленные, но верные поклонники. К сожалению, этот пример на долгие годы стал единственным в своем роде – видимо, рынок таких машин и впрямь невелик.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

Лишь в конце 1990-начале 2000-х начали появляться его серийные последователи, причем гораздо более дорогие. А у Amphicar 770 в настоящее время сложился имидж культовой модели, которая на слетах ретро-машин неизменно вызывает повышенный интерес благодаря своим необычным способностям.

Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг
Amphicar 770 1961-1968 гг

Автор текста: TrunkMonkeys (drive2)