Учёные СО РАН создают электромагнитные сканеры, способные заглянуть вглубь времён.
В Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН учёные около десяти лет разрабатывают приборы, которые выявляют изменение электрического сопротивления грунта. Чаще всего эта технология применяется в археологии, почвоведении, инженерной геофизике, а также полезна для мониторинга городских коммуникаций и даже помогает оценить количество требуемых удобрений на земельном участке.
Новосибирские учёные создали два устройства: «ЭМС Немфис» и его более компактную версию «Геовизер».
— С помощью этой аппаратуры мы получаем информацию об изменении удельного электрического сопротивления исследуемой области, регистрируя изменение электромагнитного поля, излучаемого аппаратурой. Данные в режиме реального времени отображаются на экране в виде карт. Применение высокоточной GPS- или ГЛОНАСС-привязки позволяет значительно сократить время сбора данных и увеличить информативность метода, — рассказал научный сотрудник лаборатории электромагнитных полей ИНГГ СО РАН и один из разработчиков Юрий Карин.
Устройства представляют собой двух- («Геовизер») и трёхкатушечные («ЭМС Немфис») зонды и управляются с помощью карманного персонального компьютера. На КПК в итоге выстраивается карта распределения электрического сопротивления или регистрируемого сигнала. С помощью такой электромагнитной съёмки можно обнаружить исчезнувшие древние поселения, которые остались только в грунтовой памяти, отмечается в издании «Наука в Сибири».
Тестирование обновлённой аппаратуры провели на месте древнего городища Чича-1, расположенного недалеко от села Здвинск Новосибирской области. Его ещё называют Чичабургом. Несколько лет назад зарубежные учёные уже исследовали этот объект с помощью магнитометрии, но потратили на создание карты намного больше времени.
— Благодаря нашей аппаратуре мы за два-три часа получаем данные по площади, которую ранее изучали в течение месяца. Достаточно одного человека, чтоб воссоздать представление о древнем поселении. Изображение получается не такое детализированное за счёт более грубой сети наблюдения, но, в общем, результат сопоставим, — отметил научный сотрудник лаборатории электромагнитных полей ИНГГ СО РАН Денис Фадеев.
Как рассказывается на сайте «Кириллица», Чичабург, обнаруженный на юге Барабинской лесостепи, археологи датируют IX-VII веками до нашей эры. Это городище считают одним из древнейших городов Сибири и «прадедушкой Новосибирска». Здесь проживали от 400 до 2000 человек, которые были современниками жителей гомеровской Трои.
Следы древнего поселения на берегу озера Малая Чича в Здвинском районе Новосибирской области обнаружил в 1970-х годах археолог Вячеслав Молодин. В советские и постсоветские времена здесь побывало несколько крупных экспедиций, раскопки вели представители десятка научных организаций. От грунта уже освобождено около 5 процентов городища, размеры которого известны благодаря данным магнитометрии, проведённой немецкими специалистами в 1999 году. В общей сложности Чичабург занимал площадь около 24 гектаров, что сравнимо с площадью средневекового европейского города. Учёные насчитали в нём более сотни помещений.
— На магнитограмме прекрасно видна архитектурная планировка: чёткие ряды жилищ, образующие улицы и переулки, направленные к проходам, — отмечается в статье исследователей Сергея Кривоногова и Марины Чемякиной.
В Чичабурге строили каменные дома в два и три этажа. Их возводили для себя знатные и богатые люди. Остальные жили в полуземлянках, впрочем, довольно просторных – около 80 квадратных метров каждая.
Чичабург был «политэтничным мегаполисом» своего времени. Благодаря анализу керамических изделий учёные определили этапы его заселения. Наиболее ранними жителями были носители автохонной позднеирменской культуры. Затем к ним присоединились мигранты – представители берликской культуры из степей Северного Казахстана, а также красноозёрской культуры – из соседних регионов Прииртышья. Аборигены селились у самого озера. Их поселение было отгорожено (его называют «цитаделью»), а пришельцы располагались на окраинах.
Миграцию населения в начале железного века учёные связывают с резким похолоданием. Чичабург был удобным местом на пересечении транспортных путей. Частично путь сюда пришельцы, очевидно, преодолевали по воде. Об этом говорят остатки некогда побывавшей в Каспийском море ладьи, облепленной ракушками. Антропологически разные группы жителей были сходны между собой, они принадлежали к европеоидному типу. А вот, на каких языках они говорили, неизвестно. Следов письменности не обнаружено.
Аборигены здешних мест были охотниками и рыболовами, в меньшей степени занимались животноводством. Они пользовались ездовыми собаками и, возможно, могли употреблять друзей человека в пищу. Пришлые же жители в основном разводили коров и лошадей, почти не охотились. Такая хозяйственная специализация позволяла разным группам населения мирно сосуществовать. Приходилось чичабуржцам и воевать. Город был хорошо укреплён рвами и валами.