Найти в Дзене
INFIMUM

ЭКОЛОГИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ. КАК ЖИВУТ НА СЕВЕРЕ РОССИИ?

Не для кого не секрет, что на Крайнем Севере - немало районов с неблагоприятной экологией. Однако то, что происходит в некоторых городах Мурманской области, заслуживает особого внимания. По данным Центра медико-биологической адаптации человека в Арктике, большинство населения Мончегорска, Никеля и Заполярного страдает хроническими заболеваниями из-за предельной концентрации в организме тяжелых металлов - кадмия, марганца, титана, цинка и т.д. Все это последствия длительного проживания вблизи горно-металлургических предприятий концерна Норильский Никель. Каким образом эти вещества попадают в организм северян и как в связи с этим меняется здоровье и структура населения этих районов - разбирался Максим Попов. ТОКСИНЫ В ВОЗДУХЕ Прежде всего, ученые задались вопросом, существует ли связь между климатическими условиями и проникновением в организм человека токсичных веществ. Учитывали низкие температуры, частые перепады давления, магнитные бури, короткий световой день зимой и длинный летом.

Не для кого не секрет, что на Крайнем Севере - немало районов с неблагоприятной экологией. Однако то, что происходит в некоторых городах Мурманской области, заслуживает особого внимания. По данным Центра медико-биологической адаптации человека в Арктике, большинство населения Мончегорска, Никеля и Заполярного страдает хроническими заболеваниями из-за предельной концентрации в организме тяжелых металлов - кадмия, марганца, титана, цинка и т.д. Все это последствия длительного проживания вблизи горно-металлургических предприятий концерна Норильский Никель. Каким образом эти вещества попадают в организм северян и как в связи с этим меняется здоровье и структура населения этих районов - разбирался Максим Попов.

ТОКСИНЫ В ВОЗДУХЕ

Прежде всего, ученые задались вопросом, существует ли связь между климатическими условиями и проникновением в организм человека токсичных веществ. Учитывали низкие температуры, частые перепады давления, магнитные бури, короткий световой день зимой и длинный летом. Оказалось, что зимой во время естественных холодов, над техногенными городами Мурманской области, которые находятся в окружении гор, образуются так называемая инверсия - увеличение температуры с высотой, вместо обычного понижения. В результате этого вредоносные агенты не поднимаются, а оседают в нижних слоях атмосферы, которыми дышит человек. Таким образом, “отрава” гораздо чаще попадает в организм северян в период с ноября по апрель, чем с апреля по ноябрь. Повышенные концентрации токсинов в воздухе чаще всего отмечаются во время штиля, тумана, а также во время продолжительных ветров со стороны промышленных предприятий.

-2

АГЕНТЫ В ВОДЕ

Вредные вещества концентрируются в воздухе в виде диоксида серы, бензапирена, формальдегида и твердых соединений. Из них наибольшую опасность для человека представляют нерастворимые соединения тяжелых металлов. Зимой “таблица Менделеева” оседает на поверхности снега в горах. А весной, вместе с талыми водами, проникает в подземные источники и крупные озера, откуда - в систему водоснабжения Мончегорска, Никеля и Заполярного. По данным исследователей, питьевая вода в этих городах низкоминерализованная, с повышенной щелочностью и высоким содержанием меди, никеля, кобальта и железа. Так, сравнительный анализ содержания этих элементов показал: концентрация никеля в воде Мончегорска выше по сравнению с водой Санкт-Петербурга — в 47,7 раза, а по сравнению с водой Белгорода — в 51,7 раза. По словам Бориса Самойлова - эксперта Московского общества защиты природы, проблема отравляющих веществ в производственных отходах Норильского Никеля обсуждается с конца 80-х годов прошлого века. Российские экологи совместно с зарубежными коллегами не раз обращали на нее внимание. Ведь диоксид серы и окись азота наносят колоссальный вред не только человеку, но всей экосистеме Кольского региона. А решение в этом случае может быть только одно: на государственном уровне надо создать такие условия, чтобы собственникам производств было невыгодно работать и одновременно наносить ущерб окружающей среде. Для этого надо разработать и принять очень жесткую систему штрафов по норвежскому или финскому образцу так, чтобы неуплата денег в казну автоматически означала бы остановку производства.

ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Понятное дело, что токсичные вещества как результат промышленных выбросов предприятий активно влияют на здоровье людей и, прежде всего, на детский иммунитет. В наш организм, в большинстве своем, они попадают через желудочно-кишечный тракт, дыхательную систему и кожу. В частности, никель вызывают поражение нервной и сердечно-сосудистой систем. А переизбыток кремния в питьевой воде вызывает уролитиаз. Высокое содержание этого элемента в воздухе приводит к развитию силикоза. В некоторых районах, где вода и растения богаты стронцием, у человека развивается стронциевый рахит и другие нарушения минерального обмена.

-3

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЯМА

Тяжелая экологическая ситуация вызвала естественную реакцию людей. По данным переписи населения, в 2016 году в Мончегорске, Никеле и Заполярном в общей сложности проживало 229,1 тыс. человек – примерно 30% населения Мурманской области. По сравнению с 1989 годом, к тому времени численность населения всего региона сократилось на 384 тыс. человек, то есть на треть. Одновременно было зафиксировано резкое старение населения Мурманской области — доля лиц 60 лет и старше в общей структуре к 2015 году увеличился в 2,4 раза и составляла 16,4%, а на территориях техногенных городов этот показатель увеличился в 2,9 раза. В то же время, абсолютное число родившихся на том этапе в Мончегорске, Никеле и Заполярном сократилось на 56%, а количество умерших увеличилось на 33,4%. Другими словами, население городов, лежащих в орбите промышленных предприятий, сократилось и продолжает сокращаться : пожилые люди умирают, а молодежь уезжает в другие регионы. “Мои родители работали на строительстве комбината Печенганикель и сам я вырос в этом поселке, - вспоминает Андрей Нагибин - Председатель Общероссийской общественной организации “Зеленый патруль”. - Помню, как-то раз в детстве я попал под дождь. А, когда пришел домой, увидел, что моя балоневая куртка под воздействием кислоты с неба буквально превратилась в труху. Я не знаю как другие, но мы с семьей переехали из Никеля именно из-за плохой экологии”.

ЗАЛОЖНИКИ БИОСИСТЕМЫ

В заключении отметим, проблема содержания отравляющих веществ в окружающей среде характерна не только для отдельных районов Крайнего Севера, но и для всей России в целом. И, несмотря на то, что плавильный цех в Никеле закрыли в декабре 2020 года, жители поселка стали заложниками самоуничтожающейся биосистемы, которая долгое время негативно влияла и продолжает влиять на их здоровье. Ежегодные выбросы в атмосферу таких веществ, как диоксид серы, окись азота, летучих органических соединений со стороны крупных промышленных производств в России составляют более 50 млн тонн - 300 кг на одного жителя страны. Вредные агенты распространяются по воздуху на большие расстояния в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые коэффициенты. Оседают в почве и попадают в питьевую воду. Некоторые крупные индустриальные города, например, Норильск, Челябинск, Магнитогорск уже давно считаются экстремальными зонами обитания и, по всей вероятности, в скором времени станут совсем непригодными для жизни человека.