Постараюсь быть реалистом - не нужно желать того, что на момент выхода камеры в свет (2010 год) было либо ещё невозможно, либо не вписывалось в бюджет фотоаппарата. И всё равно у меня есть вопросы.
Корпус
Начнём с осмотра корпуса Panasonic Lumix DMC-G2. Первое, на что обращаешь внимание: пластиковый корпус с софт-тач (soft touch) покрытием. С пластиковым корпусом всё понятно - как и в легендарном Canon EOS 300D выбор пластика разумен и обусловлен необходимостью снижения цены.
Антискользящее покрытие могло быть иным: более приятным на ощупь, более практичным и красивым. Дело в том, что это резиноподобное матовое лакокрасочное покрытие замечательно будет облезать при активном и небрежном использовании камеры. Идеальным мог быть фактурный пластик, как это сделано на компакте Casio QV-3500EX.
Можно было придраться к форме корпуса. Например, на компакте Canon Pro1 сделано многое, чтобы ваш нос был свободен. В случае G2 форму корпуса определяет большой монитор со множеством степеней свободы и некоторым удобством пожертвовали ради него. Здесь как раз всё понятно. Да и окуляр ЭВИ вынесен достаточно за пределы корпуса.
Рукоятку камеры принесли в жертву компактности корпуса. Но рукоятка всё-таки есть и она сравнительно ухватиста. Косяк: ушко крепления ремешка расположено низко, сильно выдается за пределы корпуса и мешает комфортному хвату. Я бы сделал утопленное крепление для плоского ремня, как на многих других фотокамерах.
Кнопка спуска затвора, кажется, начала движение в правильном направлении, но остановилась на полпути и находится на каком-то немыслимом, бесполезном и сверкающем "пьедестале". Если делаете такой "подиум" - превратите его в управляющий элемент. В противном случае - не надо!
Нищета и блеск Panasonic. Сделать строгий черный корпус с матовым покрытием и вороненым креплением горячего башмака и... наделать "блестяшек". Перечислю их все:
- кнопка спуска затвора на подиуме;
- кнопка запуска видео;
- фаска на диске выбора режимов съёмки;
- декоративное украшение на рукоятке спереди;
- кнопка запирания объектива;
- значок "Lumix";
- ушки крепления ремешка.
Вероятно, в 2010 году уже невозможно что-то продать, не наделав на корпусе "блестяшек" в стиле Samsung. Помним, что камера продавалась в нескольких цветах и была ориентирована на широкий круг фотолюбителей.
Вынос со встроенной вспышкой можно было сделать более выраженным (на уровень рукоятки) - вспышка поднималась бы выше и освещала ещё лучше.
Элементы управления
Перейдём к критике элементов управления на корпусе Panasonic Lumix DMC-G2.
У меня есть в коллекции совершенно уникально щетинистый Konica Minolta Dynax 7D (по ссылкам - первый и второй обзоры на канале). Кажется, этот корпус максимально насыщен физическими элементами управления (среди зеркалок уровня продвинутого любителя).
G2 не настолько щетинист. Но, сравнительно со многими другими любительскими фотоаппаратами того времени и следующими G - Lumix G2 имеет достаточно элементов управления на корпусе.
С другой стороны, есть ряд замечаний. Помним о триединстве фотографии: параметры выдержки, диафрагмы и светочувствительности должны быть легко управляемы и всегда прочитываемы. С этим на G2 всё-таки есть небольшие проблемки, связанные с отсутствием второго управляющего диска и вспомогательного монохромного дисплея.
Диск выбора режимов съемки должен быть подвергнут критике за любительские сюжеты съёмки. Можно было не размещать эти пиктограммы - у вас уже есть отдельная ослиная кнопка "iA" (с подсветкой!). И я всеми руками за эту кнопку. Серьёзно: иногда бывают моменты, когда нужно подключить немного мозгов фотокамеры. Кроме того, у вас уже есть режим SCN на том же диске. Вполне достаточно.
Пиктограммы любительских режимов съёмки меня раздражают. Они созданы для тех, кто ничего не понимает в фотографии, но хочет чем-то управлять, ощущая свою значимость в процессе создания снимка. Т.о. снимается чувство вины за слишком просто выполненный снимок на "серьёзной" камере.
Посмотрите, как выполнен диск режимов съёмки на продвинутом компакте Leica D-Lux 6 (клон Panasonic LX7). Почти эталонный вариант для современной фотокамеры, если бы не глупый режим "COL". Всегда есть к чему стремиться.
В профессиональном фотоаппарате Canon EOS 1D Mark III (обзоры здесь, здесь и здесь) вообще обошлись без диска выбора режимов, заменив его гибко настраиваемой в меню кнопкой. Это я к тому, откуда на корпусе G2 взять место для монохромного дисплея...
Кстати, на компакте Casio QV-3500EX так же обошлись без диска выбора режимов, а монохромный дисплей есть. Не все понимают ценность этого дисплея при наличии двух (!) мониторов, а ведь на нём можно собрать всю самую важную съёмочную информацию и менять её "от пуза" без необходимости использования монитора и трат энергии.
Ещё раз: отсутствие монохромного дисплея можно объяснить на Leica D-Lux 6, где единственный монитор активен и виден пользователю всегда. Отсутствие монохромного дисплея на G2 негативно сказывается на эргономике, т.к. основной монитор может быть сложен экраном вниз, а картинку в ЭВИ видно только при поднесении к нему глаза.
Отсутствующий дисплей пытаются компенсировать специальным экраном, на котором собраны все основные настройки. Причём, благодаря сенсору, можно касаться обозначений и менять их... Ни разу не пользовался...
Справа от объектива видим окно лампы подсветки фокуса. Зачем она нужна, если можно поднять вспышку и короткими импульсами осветить сцену?
Но это - ерунда. Серьёзным просчётом является отсутствие на корпусе физического переключателя способа экспозамера. На корпусе G2 вы найдете много всего - даже отдельный навороченный диск с переключателем для изменения настроек фокусировки.
На кнопки-стрелки вынесены: настройка светочувствительности, баланса белого и всякие настройки цвета, контраста, резкости. Но переключателя способов экспозамера нет... Как так?
Конечно, можно назначить эту функцию на единственную кнопку "Fn". Здесь, по умолчанию - выбор точки фокусировки. Отдельной кнопки для этого нет. Но сейчас, например, я активно использую на G2 мануальный объектив через ЭВИ и на кнопку "Fn" я уже не назначу переключение способа экспозамера - мне выбор точки фокусировки. За способом экспозамера приходится лазить в меню...
Могли бы назначить экспозамер хотя бы вместо кнопки "LVF/LCD" слева от видоискателя. Кнопка практически не используется по назначению.
Аккумулятор и карта памяти находятся в одном отсеке. Про политику Panasonic в области использования целого "зоопарка" аккумуляторов и зарядных устройств к ним - писал отдельный материал, здесь повторяться не буду.
Сенсорный экран
Panasonic Lumix DMC-G2 - уникальная камера. Это переходная эволюционная форма между камерами с кнопочным управлением и преимущественно сенсорным. Анализируя свой опыт работы с ней, я прихожу к выводу, что сенсорный экран иногда используется только для установки точки фокусировки. Всё остальное удобнее делать через физические кнопки.
Прошивка фотокамеры не везде "успевает" за сенсорным управлением: я имею в виду то, что меню не идеально адаптировано под управление пальцем и немного "тормозит" вас. Монитор небольшой, виртуальные кнопки - тоже, отзывчивость средняя.
Тем не менее - выбор точки фокусировки чрезвычайно удобно и быстро делать по сенсору. Если вы не используете мануальный объектив, то на кнопку Fn можно назначить выбор способа экспозамера, а точку фокусировки при необходимости указывать по сенсору.
Ещё где вы будете использовать сенсор - просмотр фотографий. Их перелистывание и увеличение фрагмента происходит аналогично тому, как мы это привыкли делать на смартфоне. Полезная функция.
Из неоднозначного: в тушку фотокамеры не встроен гироскоп (копеечная экономия), а значит снимки полученные с мануальными объективами придётся переворачивать вручную. Камера использует информацию с датчика стабилизатора присоединённого объектива Lumix.
Кстати, объектив Lumix 14-42 мм (28-84 мм экв.) 1:3.5-5.6 просто замечательный, пусть даже выполнен в дешёвом пластиковом корпусе. Достаточно сказать о том, что он подружился со всеми моими насадками Olympus, что говорит о его "оптической гибкости", если можно так выразиться. Использование фотонасадок ощутимо увеличивает диапазон доступных фокусных расстояний до 22-117 мм (экв.) и существенно улучшает возможности макросъёмки.
Промежуточный вывод
Не смотря на множество мелких недочётов в дизайне фотокамеры, уже вместе с китовым объективом Lumix 14-42 мм, в формате RAW, вы способны достигнуть замечательного результата.
Камера может быть настоятельно рекомендована подрастающему поколению для обучения азам фотографии. В отличие от того же Olympus E-20, например, который дети могут просто не понять, с Panasonic Lumix DMC-G2 они быстро найдут общий язык.
Фотокамера с объективом 14-42 мм, зарядкой, двумя аккумуляторами и переходником на советскую оптику обошлась мне в 4200 рублей. Замечательная цена за отличный фотоаппарат, который способен дать качество, достойное 2022 года. Сравните с ценами на компактные и системные фотокамеры в магазине.
Уже следующий Panasonic G3 имеет худший фотографический дизайн в сравнении с G2. Хват G3 становится хуже (рукоятка никакая, корпус тоньше), задний управляющий диск и 4-позиционный контроллер становятся меньше в размерах, используется батарея меньшей ёмкости. У окна ЭВИ в G3 отсутствует датчик приближения - требуется использование кнопки LVF/LCD. У G3 отсутствует разъем для внешнего микрофона (только дистанционное управление). В отличие от G2 на G3 нет: кнопки блокировки AF/AE, кнопки предварительного просмотра глубины резкости, дисков и переключателей фокусировки, переключателя режимов протяжки.
Фотографии Panasonic Lumix DMC-G2 выполнены на Canon EOS 1D Mark III с объективом Helios 44M-4 (в ряде случаев использовалась оптическая насадка Olympus MCON-35)