Землевладельца всегда влечет возможность возделать пашни столько, на сколько схватит сил. Кто-то осилит десяток гектаров, кому-то под стать будет и один–два, а кому то и десять соток не поднять. История знает много примеров, когда герою выдается удача, застолбить за собой "широкое поле" возможностей. Захватив это "поле", можно быстро возвыситься на каком-либо поприще, но удержаться на достигнутом уровне, сможет далеко не каждый.
Чтобы «застолбить» место на политическом Олимпе, надо иметь некоторые качества: честолюбие, решительность и харизма очень важны для политического взлета. Но и немаловажны качества, которые не очень приемлемы для "порядочных людей". Нормой вполне могут быть: коварство, предательство, жесткость. Эти качества способствуют удержанию власти, расширение её границ и даже «народную любовь».
Нечаянная удача Аскольда и Дира
Честолюбия, отваги и решимости с избытком хватало всем воинам из дружины Рюрика, а двое из них Аскольд и Дир, по всему друзья или даже родственники, оказались настолько самоуверенными, что решили выделиться из спаянного коллектива (по тем временам большая редкость). Возможно, причиной поступка был конфликт. Кто и с кем поссорился, или просто желание подзаработать, история умалчивает.
Бойцы написали «заявление по собственному желанию», то есть отпросились у Рюрика «за счастьем», на обильные хлеба, к византийскому императору. Получив добро, двинулись в дорогу, по известному пути «из варяг в греки». «Дотащившись» до водообильного Днепра, друзья направили ладьи вниз по течению. Миновали Смоленск и Любеч, одним видом крепких стен отбивавшие у пилигримов желание «пошалить». Наконец, подплыли к малому поселению, на высокой круче, до того им неизвестному.
Городок живописно располагался на вершине холма, был тих и опрятен. Путники расспросили высыпавших на берег туземцев о том: чей город, кто в нем правит и кому платят дань? Ответы, наверное, привели в восторг потомственных ушкуйников.
Посёлок почти бесхозный, начальство так себе, а хазары, которым кияне малую дань платят, вообще, за тридевять земель. Почему бы не поднять то, что неважно лежит. Ну и объявили себя «главными», взяли власть над «тихонями» на себя, а тех, кто их не понял, по обычаю отправили в расход.
Обустройство в Киеве и Византийская авантюра
Обложив местных жителей, посильными поборами, мобилизовали боеспособных киевлян и бродячих соплеменников-варягов в дружину и ополчение. Выгнали прочь, хазарских сборщиков дани. Рейтинг в плюсе, а счастья-то и нет. Вспомнили! «Да мы же в Константинополь плыли за тем самым счастьем. Рискнем взять силой то, что хотели просто заработать».
Рискнули. Тем паче греки народ квёлый, воевать не любят, все должно пройти «без сучка и задоринки». Собрали охотников, а их набралось немерено, организовали транспорт и двинулись к Черному морю, на другом берегу которого, вожделенно маячили золотые купола Костантинопольских храмов. Богатая добыча ждет, не дождется начинающих флибустьеров. В 866 году, на двухстах лодках, двинулись в поход.
С трудом преодолев пороги, вышли на простор морской и с ветерком покатили по волнам к вожделенному «Эльдорадо». Их в Царьграде не ждали. Давно непуганый византийский народ, в панике кинулся под защиту мощных стен Константинополя, не вмещавшего всех беглецов от нашествия, доселе невиданных варваров-русов. Страх обуявший византийцев, потребовал от властей империи неординарных шагов. И они сделали эти шаги.
Помимо прямой подготовки к обороне города, император Михаил III, позвал патриарха Фотия и предложил ему что-либо предпринять. Простые молебны не очень помогали и патриарх, при большом стечении народа вынес на берег святыню – ризу Богоматери и погрузил ее в тихое и спокойное море. Вдруг разбушевался шторм, разметавший утлые суденышки русов.
То ли буря, то ли весть о приближении сильного войска послужили причиной неожиданного снятия осады и возвращения русской рати восвояси, на этот вопрос нет четкого ответа. Возможно, Аскольд и Дир просто испугались неизвестности и решили подобру-поздорову убраться восвояси.
Этот случай в истории положен в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемого православной церковью, 14 октября. Почему современные украинцы, потомки древних киевлян сделали эту дату «днём захистника отечества»? просто так не понять.
После неудачной экспедиции за море, тандем «А и Д» укреплял власть в Киеве и его окрестностях. Результатом усилий друзей, стало оформление южнорусского государства. Киев стал "лакомным кусочком", для северной Новгородской Руси. Там, после смерти Рюрика управленческие функции перешли к родственнику усопшего, Олегу Вещему. Он стал, как бы регентом при малолетнем сыне князя Рюрика – Игоре, а по сути, князем.
Не по «Сенькам» оказалась шапка
В 882 году, Вещий Олег собрал дружину и двинулся «на юга». По ходу покорил Смоленск, взял Любеч. Укрепившийся Киев внушал ему сомнения в достаточности собственных сил, а потому князь-волхв включил военно-политическую хитрость. Основное войско оставил на подходах к городу.
Малой дружиной, во главе с самим Олегом подошли к Киеву. Там, представившись купцами, князь с товарищами ступил на берег. Встретить купцов вышли, не ждавшие подвоха Аскольд и Дир. По сигналу Олега из лодок выскочили несколько дружинников и зарезали самопровозглашенных правителей южной Руси.
Наблюдавшим разборки киевлянам, Олег популярно объяснил, что убитые вовсе не князья, даже некняжеского рода и, подняв на своих руках семилетнего Игоря, громогласно объявил его природным князем, а себя законным при нем опекуном. На этом все и успокоилось. Смирные киевляне приняли смену власти как должное, оттуда и пошла такая «добрая традиция», кто громче крикнет, тот и главный. Ну а новые правители, после "первой революции гидности" стали править по - новому. Но это уже другая история.
Осталась-таки память о правителях Киева - на правом берегу Днепра, одно урочище, которое называется "Аскольдовой могилой".