Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) — французский художник-натуралист.
Пока весь мир искусства искал новые и интересные темы, обращался к истории и актуальной реальности, экспериментировал с красками и формами, Бастьен-Лепаж искал вдохновения в родных краях и в деревенской жизни.
Что такое натурализм
Натурализм в истории искусства XIX века находился между реализмом и импрессионизмом. Можно сказать, что это тоненькая ниточка между двумя известными художественными течениями.
Реализм возник во Франции после революции 1848 года, импрессионизм — где-то в начале 60-х годов, когда четверо знаменитых художников поняли, что их объединяет общие вкусы и суждения об искусстве. Пока импрессионисты становились знаменитыми, Бастьен-Лепаж оставался верен своим идеалам натурализма и представлениям об искусстве.
Почему этот период оказался коротким и не особо примечательным в искусстве Франции? Развивалось искусство импрессионистов, а появление и распространение фотографии сделало натуралистическое искусство бессмысленным: главная идея произведений натуралистов теряется, поэтому вполне закономерно их неприметное и быстрое угасание.
Натурализм — явление не только французское. Существовало несколько национальных школ натуралистов — школа реки Гудзон в Америке, Гаагская школа в Нидерландах, Гейдельбергская школа в Австралии. Более поздние периоды искусства Франции и Германии тоже отчасти относили к натуралистам — Барбизонская и Дюссельдорфская школы живописи.
Главная особенность натурализма — воспевание и знакомство зрителей с природой и бытом своего родного края.
Впервые термин «натурализм» применительно к живописи использовал художественный критик Жюль-Антуан Кастаньяри, теоретик натурализма (позже он будет поддерживать импрессионистов). Он считал, что главная цель натуралистов — воспроизводить природу. К натурализму примкнул и Эмиль Золя, только с литературной стороны. Он вообще был тесно связан со многими натуралистами и импрессионистами, а Бастьена-Лепажа считал величайшим художником-натуралистом.
А что насчет реализма? Если импрессионизм можно легко отличить от натурализма, то с реализмом может возникнуть путаница. Реализм и натурализм похожи, но есть в них небольшое различие: реализм обращался к социальным проблемам общества. Художники-реалисты выявляли все пороки и несовершенства, открывали людям глаза на происходящее и пытались с помощью искусства донести какую-то глобальную мысль. У реализма была определенная цель, а в искусстве присутствовала драма, эмоциональность, ужасающая правдивость.
А натурализм это немного другое.
Это просто реальность. Фотографическая точность в исполнении и выбор бытовых сюжетов. Или пейзажей. Просто потому что это есть и это надо сохранить в памяти. Тихое повествование обыкновенной жизни города, деревни или маленькой улицы. Можно сказать, что это реализм, только камерный. Маленький и предельно простой.
Кстати, многие критики и любители классического искусства хвалили Бастьена-Лепажа за реалистическое изображение своего родного края, крестьян, за общее представление жизни Франции как нации. Искусство, по их мнению, должно быть полезно для государства и общества. Изображение крестьян, воспевание своего родного края, натуральность безо всяких непонятных мазков и безумных красок — это более чем устраивало представителей «официального искусства».
Французский натуралист
Жюль Бастьен-Лепаж родился в 1848 году в Данвиллере (коммуна во Франции в Лотарингии). Его отец тоже был художником, только неизвестным. Он выращивал виноград и занимался земледелием. Отец стал его негласным учителем, поддерживал Бастьена-Лепажа в его увлечении живописью и отправил учиться юного Жюля в Школу изящных искусств.
В 1874 году Бастьен-Лепаж первый раз выставляет работу в Парижском Салоне (в это же время состоялась первая выставка импрессионистов, организованная отдельно от государства).
Следующее выступление в Салоне — 1875 год.
После 1875 года Бастьен-Лепаж полностью посвящает свои работы изображению крестьянского быта. Дело в том, что в 1875 и 1876 годах он пытался выиграть Римскую премию — французскую программу для студентов. Победитель получал денежную награду и мог оставаться в Риме за счет государства. Как мне кажется, Бастьен-Лепаж выбрал неподходящий для него самого сюжет, написав картину «Ахиллес и Приам». Если бы он оставался верен своим принципам в творчестве — обязательно бы премию получил.
В общем, после этих событий он окончательно повернулся в сторону натурализма, а главным источником вдохновения для него становится родной край и крестьянский быт.
Любимец Академии
В 1877 году Бастьен-Лепаж выставляет «Сенокос» в Салоне.
Картина далека от идеализации сельской жизни. Крестьяне, уставшие от изнуряющей работы, отдыхают. Девушка нашла несколько минут времени, чтобы присесть, и невидящими глазами смотрит вдаль. Мужчина просто уснул, спасаясь от палящего солнца. Нет наигранности, возвышенности или воспевания каких-то значимых истин. Это обыкновенный рабочий день, один из тысячи, где крестьяне ежедневно выполняют рутинные обязанности.
А ярко ослепительного солнца нет. Нет света и идеально зеленой травы, синего безоблачного неба, красоты природного края. Скорее, это удушливая жара без малейшего ветра. При этом у Бастьена-Лепажа не было цели критиковать существующие порядки. Просто захотелось изобразить все без пафоса и идеализации.
Публика и критики в восторге. Интересно, как Бастьен-Лепаж превращает крестьянский труд в завораживающее действие, где каждый жест символичен, а воздушная атмосфера вокруг переносит тебя в эти отдаленные места. Ему удавалось без сюжета, яркости и видимой красоты создавать маленькие шедевры.
Напоследок — картина 1879 года «Жанна Д'Арк».
Эта первая и, наверно, единственная картина Бастьена-Лепажа, которую не очень хорошо приняли в Салоне. Он попытался выйти за рамки своего крестьянского мира и соединить религиозное и обыкновенное. Это почему-то никому не понравилось: Жанна повернута спиной к святым, все изображено как-то слишком непочтительно, по-дилетантски. Да и сама Жанна выглядит слишком просто, босая и в странной одежде. Даже Эмиль Золя, главный почитатель таланта Бастьена-Лепажа, был не в восторге от «новшества» художника.
Бастьен-Лепаж очень переживал из-за недовольства официального Салона: ему не приходилось сталкиваться с нелестными отзывами, обычно все его картины принимали восторженно.
Русские художники высоко ценили именно эту картину. Василий Суриков очень любил Бастьена-Лепажа, часто говорил о его картинах. Серов каждую неделю ходил в Третьяковку смотреть на «Деревенскую любовь». А для Михаила Нестерова лучшей картиной была «Жанна». В 1889 году он посетил Всемирную выставку в Париже, где увидел работу Бастьена-Лепажа.
«Как она исполнена, сколько любви к делу, какое изучение, не говоря об настроении, глаза Жанны д'Арк действительно видят что-то таинственное перед собой. Они светло-голубые, ясные и тихие. Вся фигура, еще не сложившаяся, полна грации, простой, но прекрасной, она как будто самим богом отмечена на что-то высокое»
Константин Коровин высоко ценил творчество Бастьена-Лепажа. Он считал, что у художника есть что-то поэтическое и возвышенное, несмотря на довольно банальные сюжеты.
Мария Башкирцева — художница, жила и работала в Париже, была близка с Бастьеном-Лепажем. Он был ее наставником и учителем, а многие свои произведения Мария создала под воздействием художника. Бастьен-Лепаж искал вдохновения в природе и сельской жизни, а Мария — в жизни городской.
Мария умерла в возрасте 25 лет от туберкулеза, за несколько месяцев до смерти Бастьена-Лепажа.
Бастьен-Лепаж умер в 36 лет. Огюст Роден, известный французский скульптор, после смерти художника создал бронзовый памятник Бастьену-Лепажу. Некоторые художники продолжили натуралистическую живопись, продолжая дело знаменитого художника, несмотря на всеобщий интерес к импрессионисткой живописи.
Интересно, стал бы Бастьен-Лепаж импрессионистом и примкнул бы к группе отверженных художников или же продолжал бы работать как художник-натуралист?