Найти в Дзене

Натурализм Бастьена-Лепажа. Крестьянская жизнь без прикрас и иллюзий

Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) — французский художник-натуралист. Пока весь мир искусства искал новые и интересные темы, обращался к истории и актуальной реальности, экспериментировал с красками и формами, Бастьен-Лепаж искал вдохновения в родных краях и в деревенской жизни. Что такое натурализм Натурализм в истории искусства XIX века находился между реализмом и импрессионизмом. Можно сказать, что это тоненькая ниточка между двумя известными художественными течениями. Реализм возник во Франции после революции 1848 года, импрессионизм — где-то в начале 60-х годов, когда четверо знаменитых художников поняли, что их объединяет общие вкусы и суждения об искусстве. Пока импрессионисты становились знаменитыми, Бастьен-Лепаж оставался верен своим идеалам натурализма и представлениям об искусстве. Почему этот период оказался коротким и не особо примечательным в искусстве Франции? Развивалось искусство импрессионистов, а появление и распространение фотографии
Оглавление

Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) — французский художник-натуралист.

Пока весь мир искусства искал новые и интересные темы, обращался к истории и актуальной реальности, экспериментировал с красками и формами, Бастьен-Лепаж искал вдохновения в родных краях и в деревенской жизни.

Что такое натурализм

Натурализм в истории искусства XIX века находился между реализмом и импрессионизмом. Можно сказать, что это тоненькая ниточка между двумя известными художественными течениями.

Реализм возник во Франции после революции 1848 года, импрессионизм — где-то в начале 60-х годов, когда четверо знаменитых художников поняли, что их объединяет общие вкусы и суждения об искусстве. Пока импрессионисты становились знаменитыми, Бастьен-Лепаж оставался верен своим идеалам натурализма и представлениям об искусстве.

Почему этот период оказался коротким и не особо примечательным в искусстве Франции? Развивалось искусство импрессионистов, а появление и распространение фотографии сделало натуралистическое искусство бессмысленным: главная идея произведений натуралистов теряется, поэтому вполне закономерно их неприметное и быстрое угасание.

Натурализм — явление не только французское. Существовало несколько национальных школ натуралистов — школа реки Гудзон в Америке, Гаагская школа в Нидерландах, Гейдельбергская школа в Австралии. Более поздние периоды искусства Франции и Германии тоже отчасти относили к натуралистам — Барбизонская и Дюссельдорфская школы живописи.

Главная особенность натурализма — воспевание и знакомство зрителей с природой и бытом своего родного края.

Впервые термин «натурализм» применительно к живописи использовал художественный критик Жюль-Антуан Кастаньяри, теоретик натурализма (позже он будет поддерживать импрессионистов). Он считал, что главная цель натуралистов — воспроизводить природу. К натурализму примкнул и Эмиль Золя, только с литературной стороны. Он вообще был тесно связан со многими натуралистами и импрессионистами, а Бастьена-Лепажа считал величайшим художником-натуралистом.

А что насчет реализма? Если импрессионизм можно легко отличить от натурализма, то с реализмом может возникнуть путаница. Реализм и натурализм похожи, но есть в них небольшое различие: реализм обращался к социальным проблемам общества. Художники-реалисты выявляли все пороки и несовершенства, открывали людям глаза на происходящее и пытались с помощью искусства донести какую-то глобальную мысль. У реализма была определенная цель, а в искусстве присутствовала драма, эмоциональность, ужасающая правдивость.

А натурализм это немного другое.

Это просто реальность. Фотографическая точность в исполнении и выбор бытовых сюжетов. Или пейзажей. Просто потому что это есть и это надо сохранить в памяти. Тихое повествование обыкновенной жизни города, деревни или маленькой улицы. Можно сказать, что это реализм, только камерный. Маленький и предельно простой.

Кстати, многие критики и любители классического искусства хвалили Бастьена-Лепажа за реалистическое изображение своего родного края, крестьян, за общее представление жизни Франции как нации. Искусство, по их мнению, должно быть полезно для государства и общества. Изображение крестьян, воспевание своего родного края, натуральность безо всяких непонятных мазков и безумных красок — это более чем устраивало представителей «официального искусства».

Французский натуралист

Жюль Бастьен-Лепаж родился в 1848 году в Данвиллере (коммуна во Франции в Лотарингии). Его отец тоже был художником, только неизвестным. Он выращивал виноград и занимался земледелием. Отец стал его негласным учителем, поддерживал Бастьена-Лепажа в его увлечении живописью и отправил учиться юного Жюля в Школу изящных искусств.

В 1874 году Бастьен-Лепаж первый раз выставляет работу в Парижском Салоне (в это же время состоялась первая выставка импрессионистов, организованная отдельно от государства).

Портрет моего деда, 1869
Портрет моего деда, 1869

Следующее выступление в Салоне — 1875 год.

Первое причастие, 1875 (Ван Гог очень восхищался этой картиной, в особенности удивительным белым цветом).
Первое причастие, 1875 (Ван Гог очень восхищался этой картиной, в особенности удивительным белым цветом).

После 1875 года Бастьен-Лепаж полностью посвящает свои работы изображению крестьянского быта. Дело в том, что в 1875 и 1876 годах он пытался выиграть Римскую премию — французскую программу для студентов. Победитель получал денежную награду и мог оставаться в Риме за счет государства. Как мне кажется, Бастьен-Лепаж выбрал неподходящий для него самого сюжет, написав картину «Ахиллес и Приам». Если бы он оставался верен своим принципам в творчестве — обязательно бы премию получил.

Ахиллес и Приам, 1876
Ахиллес и Приам, 1876

В общем, после этих событий он окончательно повернулся в сторону натурализма, а главным источником вдохновения для него становится родной край и крестьянский быт.

Любимец Академии

В 1877 году Бастьен-Лепаж выставляет «Сенокос» в Салоне.

Сенокос, 1877
Сенокос, 1877

Картина далека от идеализации сельской жизни. Крестьяне, уставшие от изнуряющей работы, отдыхают. Девушка нашла несколько минут времени, чтобы присесть, и невидящими глазами смотрит вдаль. Мужчина просто уснул, спасаясь от палящего солнца. Нет наигранности, возвышенности или воспевания каких-то значимых истин. Это обыкновенный рабочий день, один из тысячи, где крестьяне ежедневно выполняют рутинные обязанности.

А ярко ослепительного солнца нет. Нет света и идеально зеленой травы, синего безоблачного неба, красоты природного края. Скорее, это удушливая жара без малейшего ветра. При этом у Бастьена-Лепажа не было цели критиковать существующие порядки. Просто захотелось изобразить все без пафоса и идеализации.

Октябрь. Сбор картофеля, 1878
Октябрь. Сбор картофеля, 1878

Публика и критики в восторге. Интересно, как Бастьен-Лепаж превращает крестьянский труд в завораживающее действие, где каждый жест символичен, а воздушная атмосфера вокруг переносит тебя в эти отдаленные места. Ему удавалось без сюжета, яркости и видимой красоты создавать маленькие шедевры.

Девушка, 1881
Девушка, 1881
1881
1881
Нищий, 1880
Нищий, 1880
Сборщик хвороста, 1881
Сборщик хвороста, 1881
День поминовения усопших, ок. 1882
День поминовения усопших, ок. 1882
Любовь в деревне, 1882. Приобретена Сергеем Третьяковым, сейчас ее можно увидеть в Пушкинском музее!
Любовь в деревне, 1882. Приобретена Сергеем Третьяковым, сейчас ее можно увидеть в Пушкинском музее!
Бездельник, 1882
Бездельник, 1882
Сбор урожая, 1888
Сбор урожая, 1888

Напоследок — картина 1879 года «Жанна Д'Арк».

Жанна Д'Арк, 1879
Жанна Д'Арк, 1879

Эта первая и, наверно, единственная картина Бастьена-Лепажа, которую не очень хорошо приняли в Салоне. Он попытался выйти за рамки своего крестьянского мира и соединить религиозное и обыкновенное. Это почему-то никому не понравилось: Жанна повернута спиной к святым, все изображено как-то слишком непочтительно, по-дилетантски. Да и сама Жанна выглядит слишком просто, босая и в странной одежде. Даже Эмиль Золя, главный почитатель таланта Бастьена-Лепажа, был не в восторге от «новшества» художника.

Бастьен-Лепаж очень переживал из-за недовольства официального Салона: ему не приходилось сталкиваться с нелестными отзывами, обычно все его картины принимали восторженно.

Русские художники высоко ценили именно эту картину. Василий Суриков очень любил Бастьена-Лепажа, часто говорил о его картинах. Серов каждую неделю ходил в Третьяковку смотреть на «Деревенскую любовь». А для Михаила Нестерова лучшей картиной была «Жанна». В 1889 году он посетил Всемирную выставку в Париже, где увидел работу Бастьена-Лепажа.

«Как она исполнена, сколько любви к делу, какое изучение, не говоря об настроении, глаза Жанны д'Арк действительно видят что-то таинственное перед собой. Они светло-голубые, ясные и тихие. Вся фигура, еще не сложившаяся, полна грации, простой, но прекрасной, она как будто самим богом отмечена на что-то высокое»

Константин Коровин высоко ценил творчество Бастьена-Лепажа. Он считал, что у художника есть что-то поэтическое и возвышенное, несмотря на довольно банальные сюжеты.

Мария Башкирцева — художница, жила и работала в Париже, была близка с Бастьеном-Лепажем. Он был ее наставником и учителем, а многие свои произведения Мария создала под воздействием художника. Бастьен-Лепаж искал вдохновения в природе и сельской жизни, а Мария — в жизни городской.

Мария умерла в возрасте 25 лет от туберкулеза, за несколько месяцев до смерти Бастьена-Лепажа.

Мария Башкирцева. Встреча, 1884
Мария Башкирцева. Встреча, 1884
Мария Башкирцева. Зонт, 1883
Мария Башкирцева. Зонт, 1883
Мария Башкирцева. В студии, 1881
Мария Башкирцева. В студии, 1881

Бастьен-Лепаж умер в 36 лет. Огюст Роден, известный французский скульптор, после смерти художника создал бронзовый памятник Бастьену-Лепажу. Некоторые художники продолжили натуралистическую живопись, продолжая дело знаменитого художника, несмотря на всеобщий интерес к импрессионисткой живописи.

Интересно, стал бы Бастьен-Лепаж импрессионистом и примкнул бы к группе отверженных художников или же продолжал бы работать как художник-натуралист?