Друзья, приветствую вас на своем канале! Недавно я сидел дома, и у меня возникло спонтанное желание купить велосипед. Мне хотелось вспомнить детство и заиметь какой-нибудь недорогой в обслуживании вид транспорта. Один из вечеров был посвящен просматриванию предложений в магазинах: триал-спорт и спортмастер. Выбор пал на триал-спорт. И не потому что магазин хороший. К ним тоже остались претензии. В этой статье я расскажу свой двухнедельный опыт катания на велосипеде, все плюсы и минусы. Может быть кому-нибудь захочется приобрести этот вид транспорта, а кому-то просто будет интересно почитать. Да, обычно я пишу о физике, математике и IT. Но не всегда. Иногда я пишу на разные темы :)
А пока всех любителей велосипедов и велосипедных покатушек попрошу подписаться на telegram канал: Велобайкер . Там вы найдете ответы на многие вопросы, интересные заметки, лайфхаки по ремонту, принципы работы основных систем, чат единомышленников. Подписывайтесь.
Пролог или предыстория
Ладно, если говорить честно, то мысли о приобретении не былы слишком спонтанными... Я уже несколько лет уговаривал друга купить велики и начать путешествовать, но он был холоден к этой теме. А я всё таки теплил желание. А потом подумал, что не всегда нужно себя в чем-то ограничивать. Тем более мы живем один раз, а значит надо наполнять жизнь положительными эмоциями здесь и сейчас. Пробовать новое, ошибаться, жить :)
В подростковом возрасте у меня был один и единственный велосипед. Это был постсоветский «Лама Люкс». Это был самый простой велосипед без каких-либо современных технологий. Колеса 24 дюйма. Задний педальный тормоз. Рогатый руль. Одна звезда впереди и одна звезда сзади. Из-за того, что велосипед был разборной, то у него были проблемы с креплением, симметрией, а плоскости переднего и заднего колес вообще не совпадали. Но заметил я его только спустя какое-то время. Тут во взрослом возрасте не разбираешься, а уж в детстве тем более. Покупали мне велосипед всей семьей: мама, бабушка и дед. За мной право выбора особо не было, т.к. ребенок ничего не зарабатывает. Бабушка выделяла деньги, а дед выступал в качестве «эксперта». На крутой Forward со скоростями денег естественно не было, а экспертное мнение деда было: «ну этот зеленый вроде пойдет». 😁 Вот так у меня появился мой первый велосипед. Это был 1999 или 2000 год.
Проблемы первого знакомства с велосипедом
После года катаний на Лама-Люкс (это было около 2000 года) начались проблемы, которые меня жутко бесили. Две части велосипеда (передняя и задняя) шатались, гремели и болтались в месте их соединения. Не помогало и закручивание болта пассатижами. Ассиметрия велосипеда не давала четко ехать по прямой. В колесах также появился люфт. Я никогда не мог угнаться за одноклассниками, которые были на своих форфордах со скоростями. Чтобы как-то ехать рядом с ними, мне приходилось крутить педали в 2-3 раза быстрее. От долгой поездки ноги болели до судорог. И последней каплей стало то, что подсидельный штырь постоянно спускался вниз, а сиденье постоянно вертелось вокруг оси, проходящей через штырь. Всё это доставляло массу дискомфорта и через 3 года велосипед был окончательно заброшен, а затем выброшен на помойку.
Спустя 20 лет... второе знакомство с велосипедом
Знаете в чем ирония судьбы? В детстве ты мечтаешь о горном велосипеде, но у тебя нет возможности приобрести его. Во взрослом возрасте у тебя есть возможность, но нет времени. А ещё есть люди вокруг, которые считают некоторые твои желания глупостью. Но этих нельзя слушать вообще.
А знаете в чем постирония судьбы? Когда покупаешь что-то, о чем мечтал в детстве, начинаешь понимать, что тебе всё таки нужно кое-что другое. Давайте я приведу пример на машине. В детстве, после игр с машинками, мы часто начинаем мечтать о Ferrari или Lamborghini. Но во взрослом возрасте, когда становимся более рассудительными, то понимаем, что нам не нужна такая машина. Кто-то задается вопросом почему не нужна?
Сверхдорогая машина не нужна потому что:
1. Желание её купить обусловлено не необходимостью, а низменными инстинктами ― производить впечатление на ненужных людей.
2. Вы не знаете на что потратить лишние 30 000 000 рублей? Друзья, а не задумывались над тем, что эта сумма позволит вам не работать и уйти на пенсию в любой момент? Хотите узнать как, читайте мою заметку о моделировании раннего ухода на пенсию.
3. Где мы живем? Правильно... В России. У нас с дорогами всё идеально? Здесь удобно ездить на спорткаре?
4. Кто-нибудь всерьез хочет потратить сумму нескольких квартир на машину, в которую умещаются 2 человека и 1 сумка?
5. Почти полмиллиона налога в год. Еще хотите? Удачи :)
Какой велосипед выбрать взрослому человеку?
Ещё помните пример с машиной? Вот примерно также обстоят дела и с велосипедом. Красивее всего выглядит двухподвес. Типичный навороченный велосипед, с двумя амортизаторами и агрессивными покрышками. НО... целесообразно ли на таком кататься в городе? Нет, потому что он создан для очень сложных трасс, крутых спусков и подъемов, прыжков и трюков. А на прямой вы просто не сможете на нем разогнаться. Да и стоить такой велосипед на качественном оборудовании будет очень ощутимо для вашего кошелька.
Итак, с чем вы столкнетесь сейчас, когда последний ваш велосипед был времен СССР. Оказывается, существует несколько видов велосипедов. И не все они дорожные. И не все выглядят как "Аист", "Кама", "Салют", "Турист"... И перед покупкой вам стоит ознакомиться с этим списком.
Какой велосипед выбрал себе я
Лично мне хотелось соблюсти баланс между городским асфальтом и бездорожьем, поэтому я выбрал для себя хардтейл. Чтобы была какая-то амортизация, но в то же время можно было заблокировать вилку и ехать по ровной дороге.
Мой выбор упал на GT Avalanche Elite 2021. Технические характеристики и актуальную цену можно почитать здесь.
И представляете, сейчас во всем этом нужно разбираться, чтобы выбрать себе более менее надежный велосипед. Потому что в противном случае придется брать либо самое дешевое, либо самое топовое. И тут возникает проблема. Самое дешевое (так называемые ашановские велосипеды) может сломаться на любой кочке, плюс не будет никакой плавности работы. Самое топовое может стоить дороже, чем мотоцикл или машина. Поэтому важен какой-то баланс.
На что нужно обратить особое внимание
1. Хорошая прочная рама. Если говорить очень кратко, то рама велосипеда не должна быть похожей на консервную банку (привет ашанвские велосипеды). Подробнее о различиях стальных и алюминиевых рам можно почитать здесь: какую раму выбрать на велосипед.
2. Надежная вилка. Особенно, когда человек весит достаточно много. Если взять велосипед с дешевой вилкой, то она может раз и навсегда сложиться на какой-нибудь ближайшей неровности.
3. Чем больше колеса, тем лучше накат. Колеса на 29 дюймов будут быстрее разгоняться и лучше поглощать неровности дороги.
4. Скорость велосипеда зависит от: массы велосипеда, покрышек, амортизации, накачки колес, размера ведущей звезды, сопротивления воздуха, которое создает велосипедист и сам велосипед.
5. Покупка велосипеда не ограничивается ценой велосипеда. На самом деле еще понадобится много дополнительных аксессуаров. Также может понадобиться дополнительная модернизация, т.е. смена каких-либо деталей на более подходящие.
6. Обязательно выбирать промышленные подшипники вместо насыпных. Промышленные подшипники способны выдержать гораздо большие нагрузки, плюс такие втулки легче ремонтировать.
7. Воздушная амортизация. Если выбираете велосипед с амортизационной вилкой, то лучше всего ориентироваться на воздушные вилки. Их можно настроить под свой вес с помощью накачки давления. Почитать о видах амортизации.
Отзыв о велосипеде GT Avalanche Elite 2021
Что ж, теперь настало время рассказать конкретно о моем байке. Проехал я на нём 110 км, поэтому общее впечатление уже сложилось. У меня довольно большой вес (105 кг), и велосипед с ним справляется. На данный момент все выглядит крепко и надежно. Надеюсь, что так будет и дальше.
Плюсы хардтейла GT Avalanche Elite 2021
1. Воздушная вилка дает возможность регулировать степень продавливания. Это удобно, потому что человек может отрегулировать под свой вес. Плюс блокировка вилки с помощью монетки на руле. Когда едешь на ровной дороге, блокировка вилки помогает лучше разгоняться и удерживать скорость (энергия не тратится на упругих колебаниях).
2. Одновременная жесткость и упругость рамы радует на неровностях дороги, хотя иногда всё таки отдает в сиденье. Решается путем проезда препятствий на ногах, а не сидя.
3. Дизайн велосипеда и качество материалов радуют глаз. Внутренняя проводка тросиков, вполне аккуратные сварные швы, покраска и цвет. Это не важно для езды, но это приятно для зрительного восприятия.
4. Возможность крепления двух бутылок с водой (или бутылка + насос) на раму. Также есть возможность установки багажника.
5. Гидравлические дисковые тормоза. Это дает возможность лучше чувствовать момент торможения, чем на механических дисковых тормозах. Диск зажимает с обоих сторон.
6. Велосипед отлично поднимается в горку, на мост, на какую-либо ощутимую возвышенность. Вам необязательно слазить и идти пешком, вы можете переключиться на пониженную передачу и заехать на крутой подъем.
Минусы хардтейла GT Avalanche Elite 2021
1. Сразу же после начала катания я заметил, что переключения некоторых передач происходит с небольшим хрустом. Не особо приятный звук, особенно неприятно когда это происходит на новом велосипеде. Кстати, нулевое ТО не решило эту проблему. Поэтому дизлайк магазину триалспорт 👎 . Не советую связываться с их механиками. У меня сложилось впечатление, что они там для красоты, а нулевое ТО проходит для галочки. Но всё таки стоит сказать, что после 100 км переключения скоростей стали происходить более плавно. Может быть это и есть обкатка системы? Напишите в комментариях, должно ли так быть? Сколько должен проехать велосипед, чтобы трансмиссия начала работать без хрустов?
2. Какие-то постоянные щелканья в нативной каретке велосипеда. Вроде мелочи, а раздражает. Была куплена другая система, на внешних чашках. Это влетело в дополнительные 13к. В теории должна увеличиться прочность конструкции. Но это покажет время. А периодические тихие стуки остались.
3. С первых дней я понял, что на велосипеде мне не хватает скорости. И самое обидное, что дело не во мне, ибо у меня хватает сил и выносливости с запасом. Но даже когда я раскрутил педали с примерным каденсом 80, я смог разогнаться максимум до 37 км/ч. Быстрее этот велосипед просто не едет. Это очень грустно. Надо было покупать гравийник. Есть другое решение проблемы: замена ведущей звезды и замена покрышек на более накатистые ( с меньшим рельефом ). Пока что я поменял ведущую звезду с 32 зубов на 34 зуба (потому что менял систему вместе с кареткой, шатунами и звездой), но прироста скорости я не заметил.
4. По умолчанию на GT Avalanche Elite 2021 стоит звезда с нестандартным креплением типа «прямоугольник». На такое крепление шатунов тяжело найти звезды. Поэтому и пришлось менять систему на крепление типа «квадрат», как я уже писал. Дополнительные траты - это неприятно, поэтому однозначно записываю в минусы.
5. Цена. Велосипед обошелся в 86 000 руб. Но как я уже писал, была куплена система за 13 000 руб для того, чтобы сделать конструкцию более надежной. Также были заказаны расходники на aliexpress , такие как насос для вилки и колес, передняя и задняя фары. В итоге, по мелочи получилось еще около 4 000 р. Так что велосипед вышел за 100к даже без покупки крыльев ( брызговики, защищающие от грязи, которое весело летит от агрессивных покрышек вам на спину и на лицо :). А ещё нужны какие-то сумки для велосипеда, плюс ремкомплекты и инструменты. Поэтому стоимость велосипеда не ограничивается только его ценой.
Велосипед – дорогое удовольствие ?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Всё относительно, вы сами это понимаете. Но если взять среднестатистическую зарплату по обычным городам РФ, то да, выходит довольно дорого. А если взять тот факт, что даже в моем городе люди ездят на машинах за десятки миллионов, то купить себе хороший велосипед – не так уж и дорого :) После детского велосипеда прошло 20 лет и я думал, что можно купить какой-нибудь хороший велосипед за 20 000 рублей... Что ж, я ошибался. Цены заметно повысились из-за совершенствования технологий и инфляции. Однако, существуют неплохие велосипеды до 30 000 руб. Здесь важно понимать, что вы платите за надежность и прочность конструкции.
Но стоит ли жалеть денег на положительные эмоции и здоровье? Думаю, что нет. А вы как считаете? Напишите в комментариях.
Но куда же без задачки по физике на этом канале? :) Как же рассчитать максимальную скорость
Помните о том, что теоретическая скорость велосипеда ограничена размером колес, соотношением звездочек, аэродинамикой и навыками велосипедиста? А как рассчитать и оценить теоретическую скорость? Разумеется интересен расчет без калькуляторов. Если вы не хотите вдаваться в подробности, то вам в онлайн калькулятор скорости велосипеда по передаточному числу.
Возможности райдера — это частота, с которой он может вращать педали достаточно долго. В беге и велоспорте этот параметр носит название каденс. Возьмем каденс 80 оборотов в минуту (это вполне реально, чуть быстрее, чем один оборот в секунду, вы можете даже мысленно представить это).
Соотношение звездочек. Чем больше число отношение зубьев ведущей звезды к числу зубьев ведомой звезды, тем быстрее удастся поехать. Но вот педали будет крутить тяжело.
Аэродинамика. Самая большая проблема — человек. Чем больше эффективная ширина человека, тем большей парусностью он обладает. Некоторые профессиональные велосипедисты даже бреют ноги, чтобы улучшить свою аэродинамику. Это очень наивно, потому что сопротивление волос не сравнится и близко с сопротивлением человека, покрышек. Понятное дело, что даже обычный ветер легко сможет отнять 2-6 км/ч от максимальной скорости. А уж сильный ветер сможет вообще легко остановить вас.
Размер колеса имеет значение. Чем больше, тем лучше. Так что 29-е колеса поедут быстрее, чем колеса на 27 или 26 дюймов. С другой стороны, большие колеса имеют большую массу, больший момент инерции, следовательно нужно больше усилий для раскрутки. Про размеры колес можно почитать здесь.
Сила трения качения. Она есть не только в промышленных подпишпниках. Сила трения качения возникает и за счет деформации колес под весом райдера. Чем сильнее накачать колеса, тем быстрее удастся ехать из-за минимизации трения качения. НО... амортизация заметно ухудшится.
Как видите, всегда возникает очень много тонкостей при решении задачи. Всё учесть невозможно. Учесть хотя бы половину — очень трудно. Но с допустимой степень абстракции можно получить хорошие результаты в оценке. Итак, сейчас я покажу как это сделать.
А какой велосипед у вас? Довольны ли вы его надежностью? Катаетесь всю жизнь или решились на приобретение уже во взрослом возрасте? Обязательно расскажите в комментариях о своём опыте.
Понравилась заметка ? Поставьте лайк, подпишитесь на канал! Вам не сложно, а мне очень приятно :)
Если Вам нужен репетитор по физике, математике или информатике/программированию, Вы можете написать мне или в мою группу Репетитор IT mentor в VK
Библиотека с книгами для физиков, математиков и программистов
Репетитор IT mentor в telegram