«До сих пор наблюдается неукомплектованность школ учителями математики, информатики, физики», – констатировал глава государства на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, обратившись к министру просвещения Сергею Кравцову за комментарием. Министр ответил, что в ведомстве оценивают серьезность проблемы и понимают, как много зависит от педагога.
– У нас большая программа по педагогическим вузам. Практически каждый вуз укомплектовали лабораториями. Надеемся, что эта программа будет продолжена. Педагогическое образование по популярности стоит на третьем месте после информатики и медицины. Такого никогда не было. Поэтому мы надеемся, что программы, в том числе «Земский учитель», дадут результаты и мы здесь ситуацию изменим, – прокомментировал Сергей Кравцов, уточнив, что ситуация уже меняется в лучшую сторону.
– Ладно. Хорошо, – ответил на это Владимир Путин.
С мнением министра просвещения заочно соглашается и директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре, которая уверена, что профессия педагога развивается и совершенствуется.
– Мы видим, что педагог идет в ногу со временем, выстраивает диалог с учениками не только во время учебного процесса, но и во внеурочной деятельности, становится другом, наставником, – подчеркнула она. – Как следствие, повышается престиж данной профессии, молодежь чаще стала выбирать именно педагогическое направление при поступлении в колледж или вуз. Это и есть результат многолетней работы Министерства просвещения и правительства нашей страны.
Такие выводы сделаны по результатам ежегодного мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи. Исследование проводилось Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование». География исследования охватывает восемь федеральных округов РФ, опрошены более 200 тысяч респондентов, среди них учащиеся общеобразовательных школ, СПО, родители, педагоги и молодежь в возрасте 19-35 лет.
В профсоюзе «Учитель» посчитали: чтобы в регионе учителю могли платить зарплату выше средней, ему необходимо дать две ставки и классное руководство. По мнению оргсекретаря Ольги Мирясовой, только столицы – Москва и Санкт-Петербург – могут нанимать учителей на конкурентной основе, потому что оплата труда высокая. И даже если педагогу удается зарабатывать, то чаще всего это происходит за счет совместительства.
Данные о рейтинге педагогических специальностей весьма условны. Вопрос о том, сколько выпускников на самом деле пойдут работать в школы, так и остается открытым. А вот почему рядовые учителя не спешат становиться завучами и директорами, а студенты – молодыми учителями, станет понятно из некоторых фактов.
В поиске
Как следует из данных Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в большинстве федеральных округов России существует дефицит учителей, педагогических работников и руководителей школ. В целом по стране число вакансий в общеобразовательной сфере превышает число занятых в ней работников на 3,1%, по федеральным округам этот показатель варьируется от 4,8% до 1,2%.
Наименьший дефицит специалистов зафиксирован в Северо-Кавказском (1,2%), Приволжском (2,5%) и Центральном (2,1%) федеральных округах, наибольший – в Южном федеральном округе (4,8%). На Дальнем Востоке этот показатель составил 3,5%, в Северо-Западном регионе – 4,6%, в Сибирском – 3,6%, на Урале – 4,4%.
В плане специальностей наиболее дефицитны педагоги – численность незакрытых вакансий для них превышает число занятых на 2,9%, дефицит учителей и руководителей составляет 1,9%. Наибольший дефицит педагогических работников был зафиксирован в ДФО, где он достигает 4,5%. Там же существует и наибольшая в стране нехватка учителей (3,6%). При этом максимальный дефицит руководящих кадров сложился в Северо-Западном округе (3,5%). Наиболее укомплектованы всеми тремя категориями специалистов школы СКФО – там нехватка педработников, учителей и руководителей достигает 1,3, 0,9 и 0,6% соответственно.
Как отмечают эксперты РАНХиГС, такие региональные различия могут объясняться разницей в зарплатах между субъектами РФ. В 2021 году разброс их значения был существенным и отличался по отдельным регионам в пять раз. Больше всего специалисты сферы образования (без учета доплат в 5 тыс. руб. за классное руководство) могли заработать в Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Москве (более 100 тыс. руб.), меньше всего – в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии (чуть больше 20 тыс. руб.). Отношение средней зарплаты в отрасли к средней для экономики региона также варьировалось от субъекта к субъекту и составляло от 84,4% в Забайкальском крае до 124,1% в Москве. Напомним, именно этот показатель был зафиксирован в майских указах президента как ориентир для региональных властей: зарплаты учителей должны превышать среднюю зарплату в регионе их работы.
Под подозрением
Следуя логике новых поправок, основные коррупционеры в стране – директора школ и главные врачи поликлиник и больниц. Судите сами: Минтруд разработал антикоррупционные поправки в российское законодательство, которые ужесточат контроль за расходами чиновников, а также руководителей бюджетных учреждений и госкорпораций. Соответствующий законопроект глава ведомства Антон Котяков вынес на рассмотрение правительственной Комиссии по законопроектной деятельности. Как сообщает РБК, по итогам заседания документ был поддержан. Законопроект был одобрен на заседании правкомиссии 19 июля.
Теперь директора школ, главврачи больниц и поликлиник, заведующие детскими садами начнут отчитываться о своих расходах, а также расходах супругов и несовершеннолетних детей. Согласно действующим правилам эти категории граждан обязаны сообщать только о доходах и имуществе, а также об обязательствах имущественного характера.
Нововведение потенциально затронет до 206,6 тыс. россиян: по данным Росстата, на 1 апреля 2022 года в России насчитывается именно столько государственных и муниципальных учреждений. Минтруд подтвердил, что законопроектом предлагается установить обязанность лиц, замещающих должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений, представлять сведения о расходах, в то время как сейчас такие руководители представляют сведения о доходах, имуществе и обязательствах.
Доходы падают!
Реальные располагаемые денежные доходы россиян (денежные доходы людей с поправкой на инфляцию и за вычетом регулярных платежей – налогов, процентов по кредитам и т. д.) во II квартале снизились на 0,8% в сравнении с тем же периодом 2021 года, следует из отчета Росстата о социально-экономическом положении России в январе – июне 2022 года. Падение доходов замедлилось в сравнении с I кварталом: тогда Росстат заявил о снижении на 1,2% в годовом выражении. По итогам первого полугодия 2021 года доходы выросли на 1,7% в сравнении с тем же периодом 2020-го.
Росстат также обновил данные по инфляции. За период с 16 по 22 июля индекс потребительских цен снизился на 0,8% и на ту же величину – с начала месяца. С начала года цены в России увеличились на 11,32%.
Можно предположить, что часть учителей – работающих пенсионеров получат чуть больше, чем рассчитывали. Это связано с тем, что на август запланирован перерасчет пенсий работающим пенсионерам. С 1 января 2016 года индексацию пенсий не проводили вовсе. Размер прибавки, которую получит пенсионер, будет зависеть от количества пенсионных баллов, заработанных им за предшествующий перерасчету год. Так, в августе 2021 года работающим пенсионерам перерасчет был сделан по результатам 2020 года, а в августе 2022 года будет произведен по результатам 2021 года.
– Это унизительные выплаты. Зато за работающего пенсионера работодатель ежемесячно перечисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) 22% от Фонда оплаты труда. Например, если заработная плата 20 тысяч, то в год в ПФР будет перечислено 52800 рублей, почувствуйте разницу! Очень хорошо экономит на работающих пенсионерах власть, – комментирует ситуацию председатель Профсоюза работников образования города Череповца Наталия Кукушкина, которая считает, что мало кто из педагогов получит надбавку более 200 рублей.
Разрыв увеличивается
Между тем специалисты исследовательского центра сервиса SuperJob узнали у соотечественников, на какие сферы деятельности государство должно в первую очередь выделять средства. В первой декаде июля 2022 года были опрошены 1,6 тысячи совершеннолетних граждан, живущих в 363 городах всех округов страны. Так, главными государственными приоритетами респонденты считают образование и здравоохранение – 53 и 51% соответственно. Каждому третьему россиянину (32%) хотелось бы, чтобы больше денег из федерального бюджета выделялось на развитие национальной экономики. Примерно столько же участников анкетирования (30%) высказались в поддержку социальной политики.
В очередной раз мы видим разрыв между тем, что заботит население, и решениями, которые принимает власть. Вновь в июле не было предпринято никаких реальных шагов для улучшения благосостояния учителей. Надбавка работающих педагогов на пенсии составит плюс-минус 200 рублей, никаких других финансовых стимулов больше не предвидится. Молодые специалисты и учителя среднего возраста не получат даже этих крох.
Да, кстати, продолжается прием заявок на участие в телепередаче «Классная тема!». Шоу создается по поручению Президента РФ Владимира Путина телеканалом «Россия-1» и Минпросвещения РФ при поддержке компании VK. Видимо, таким образом власть пытается поддержать статус профессионального сообщества. Конечно, это дешевле, чем поднять зарплаты всем педагогам страны.
Мария ГОЛУБЕВА
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».