Найти тему
Антон Наумкин

77-й сентай (часть 3). Гибель в "зеленом аду" Новой Гвинеи

Часть 1 - Рождение в "Китайском инциденте"

Часть 2 - Бирманская кампания

После возвращения на восстановление боеспособности в июне 1942 года в Манчжурию, 77-й сентай занимался прикрытием границы с Советским Союзом, подготовкой молодых летчиков и обеспечивал формирование новых частей. В августе 1943 года полк был перевооружен на Ki-43 "Хаябуса".

Ki-43 77-го сентай.
Ki-43 77-го сентай.

За время пребывания в Манчжурии сменился почти весь командный состав полка. В апреле 1943 года новым командиром стал майор Моримото Дзюити (Ёсиока Хироси погиб на Ki-84 в декабре 1944 года над Филиппинами в звании подполковника на должности командира 21 авиационной бригады). Командиром 1-го чутай стал лейтенант Накао Сидзусада (капитан Это Тойоки пережил войну в звании майора с 12-ю победами). Командиром 2-го чутай стал капитан Мацуо Ёсихида (капитан Наосукэ Курокава погиб в декабре 1944 года над Филиппинами на Ki-43 в звании майора на должности командира 54-го сентай). Остался в прежней должности только самый результативный летчик 77-го сентай - капитан Ёсира Кувабара.

В 1943 году Япония перешла к обороне на всех направлениях и для отражения все возрастающего давления союзников фронт требовалось все больше подкреплений. В августе 1943 года бомбардировщики B-24 из Австралии начали налеты на нефтепромыслы в Индонезии, основным источником горючего для Японии. Кроме того, по оценке японской разведки на острова ожидалась высадка английского десанта. Уже в сентябре 77-й сентай стал готовиться к переброске в Индонезию, в состав формируемой для прикрытия нефтепромыслов 9-й авиационной дивизии. Перед убытием был назначен новый командир полка - майор Мацумото Кунио.

С конца октября 1943 года началась переброска 77-го сентай к новому месту службы и 15 ноября 1943 года самолеты полка прибыли на аэродром Гелумбанг на острове Суматра. 9 декабря 1943 года истребители 77-го сентай впервые поднимались на перехват не известной цели, но противник обнаружен не был.

К концу года стало ясно, что большинство британских десантных кораблей находятся на европейском театре и высадка крупного десанта в Индонезии - нереальна. Японское командование решило задействовать часть авиации из Индонезии на других направлениях. 24 декабря 1944 года 77-й сентай получил команду на переброску в уже знаковые ему Таиланд и Бирму для прикрытия Тайско-бирманской железной дороги. Уже 28 декабря 1943 года при патрулировании над Бангкоком в результате аварии погиб командир 1-го чутай капитан Накао Сидзусада. Новым командиром эскадрильи стал капитан Тагасира Хироси.

Кадр из знаменитого фильма 1957 года "Мост через реку Квай". Это один из важных объектов прикрываемой 77-м сентай Тайско-бирманской железной дороги, известна также как "Дорога смерти". Во время строительства умерло более 12 тысяч европейских пленных и около 90 тысяч азиатских заключенных.
Кадр из знаменитого фильма 1957 года "Мост через реку Квай". Это один из важных объектов прикрываемой 77-м сентай Тайско-бирманской железной дороги, известна также как "Дорога смерти". Во время строительства умерло более 12 тысяч европейских пленных и около 90 тысяч азиатских заключенных.

Из-за очень несовершенных средств обнаружения (РЛС не было, звукоулавливатели были не сильно эффективны, кроме надежды на наземные прожектора других средств для ночных перехватов не было) успехов на поприще ПВО достичь не удалось. Так, в ночь с 9 на 10 января 1944 года бомбардировщики B-24 устанавливали морские мины в районе Бангкока. Вылетевшие на перехват истребители 77-го сентай обнаружить противника не смогли.

К 15 января 1944 года подразделения 77-го сентай были переброшены на передовые аэродромы: 1-й и 3-й чутай на аэродром Мемьо в Бирме, а 2-й чутай на аэродром Чиангмай на севере Таиланда. Основной задачей полка стало обеспечение ПВО и периодические атаки американского "воздушного моста" снабжавшего Китай.

C-46 "Коммандо" дозаправляется в Индии перед перелетом в Китай. 1943 год.
C-46 "Коммандо" дозаправляется в Индии перед перелетом в Китай. 1943 год.

18 января 1944 года действуя против "воздушного моста" истребителям 77-го сентай удалось сбить два транспортных самолета C-46 "Коммандо", потеряв один свой самолет в бою с истребителями прикрытия.

Ki-43 77-го сентай с коробки древнего (1973 года) Revel. Видимо художник изобразил бой с P-40N над Бирмой. Однако 89-я иаэ несла американские опознавательные знаки.
Ki-43 77-го сентай с коробки древнего (1973 года) Revel. Видимо художник изобразил бой с P-40N над Бирмой. Однако 89-я иаэ несла американские опознавательные знаки.

Японская оборона уже «трещала» по всем направлениям и в феврале 1944 года, пытаясь отразить наступление союзников в южной части Тихого океана, командование было вынуждено направить на усиление 4-й воздушной армии, действующей на Новой Гвинее (к февралю в ее составе осталось менее 40 боеготовых самолетов) пять полков, в том числе 77-й сентай.

Перед убытием на Новую Гвинею, видимо в целях маскировки от разведки противника, полк получил новые эмблемы в виде одной стилизованной семерки.

Эмблемы 77-го сентай в разные периоды службы.
Эмблемы 77-го сентай в разные периоды службы.

К 25 февраля 1944 года самолеты 77-го сентай завершили переброску на Новую Гвинею, часть - на аэродром Холландия, часть - на передовой аэродром Вевак. За счет прибытия новых подразделений японскому командованию удалось увеличить количество боеготовых самолетов на "Ново-гвинейском фронте" до 170. Истребители 77-го сентай с 27 февраля начали совершение вылетов на прикрытие своих войск, пока без встреч с противником.

Сравнение максимальной скорости Ki-43 с основными "конкурентами" и оппонентами во время боевых действий на Новой Гвинее весной 1944 года. Преимущество характеристик самолетов союзников видно невооруженным взглядом.
Сравнение максимальной скорости Ki-43 с основными "конкурентами" и оппонентами во время боевых действий на Новой Гвинее весной 1944 года. Преимущество характеристик самолетов союзников видно невооруженным взглядом.

1 марта 1944 года летчики 77-го сентай, действуя с аэродрома Вевак, дважды вылетали на перехват американских B-24, но обнаружить их не смогли. 2 марта состоялся первый бой с B-24, по результатом которого, один из бомбардировщиков по докладам летчиков отходил с дымным следом. 3 марта остававшиеся на аэродроме в Холландия часть полка перелетела на передовой аэродром Бат, где на следующие утро 4 марта прибывшие самолеты был атакованы на земле американскими P-47, уничтожившими один Ki-43 и еще один повредившими, погиб один из техников. Поднявшиеся на перехват 12 "Хаябус" догнать противника не смогли. Вечером того же дня воздушный патруль 77-го сентай был внезапно атакован "Тандерболтами" и один истребитель был подбит.

Начало марта 1944 года – совещание с командирами истребительных сентай в штабе 4-й воздушной армии в Холландия. В центре в кресле сидит командующий армии – генерал-лейтенант Терамото Кумаити. Он смог выбраться с Новой Гвинеи, но в день капитуляции Японии совершил харакири. Кто из находящихся на снимке командир 77-го сентай майор Мацумото Кунио неизвестно.
Начало марта 1944 года – совещание с командирами истребительных сентай в штабе 4-й воздушной армии в Холландия. В центре в кресле сидит командующий армии – генерал-лейтенант Терамото Кумаити. Он смог выбраться с Новой Гвинеи, но в день капитуляции Японии совершил харакири. Кто из находящихся на снимке командир 77-го сентай майор Мацумото Кунио неизвестно.

5 марта летчики 77-го сентай провели два воздушных боя против лучших асов армии США. Вылетевшие утром на "свободную охоту" в район Вевак на P-38 подполковник Томас Линч (20 побед) и будущий кавалер «Медали почета Конгресса» майор Ричард Бонг (40 побед) около 11.20 атаковали спикировав с большой высоты три патрулировавших Ki-43 77-го сентай и сразу сбили один из них (командир 3-го чутай старший лейтенант Миямото Хакао погиб). В ходе завязавшегося воздушного боя лучший летчик 77-го сентая капитан Ёсиро Кувабара смог повредить самолет майора Бонга, получил повреждения и "Лайтнинг" подполковника Линча.

Капитан Ёсиро Кувабара. Родился в 1917 году деревушке у подножья горы Фудзияма в префектуре Яманиси. Выпустился из авиационной школы и с сентября 1939 года проходил службу в 77-м сентай. В апреле 1941 года окончил командный курс и продолжил службу в 77-м сентай на должности командира 3-го чутай. С декабря 1941 года по февраль 1942 года воюя на Ki-27 одержал 12 побед. На Новой Гвинее, уже в должности заместителя командира 77-го сентай сбил не менее одного самолета противника. Погиб в воздушном бою истребителями сопровождения 14 марта 1944 года при перехвате бомбардировщиков B-24.
Капитан Ёсиро Кувабара. Родился в 1917 году деревушке у подножья горы Фудзияма в префектуре Яманиси. Выпустился из авиационной школы и с сентября 1939 года проходил службу в 77-м сентай. В апреле 1941 года окончил командный курс и продолжил службу в 77-м сентай на должности командира 3-го чутай. С декабря 1941 года по февраль 1942 года воюя на Ki-27 одержал 12 побед. На Новой Гвинее, уже в должности заместителя командира 77-го сентай сбил не менее одного самолета противника. Погиб в воздушном бою истребителями сопровождения 14 марта 1944 года при перехвате бомбардировщиков B-24.

В маневренном бою на малой высоте американские летчики не имели преимуществ и вышли из боя, посчитав обоих оставшихся противников сбитым и предположительно сбитым. Однако оба японских летчика смогли успешно совершить посадку, хоть и на поврежденных самолетах.

5 марта 1944 года капитан Ёсиро Кувабара атакует "Лайтнинг" майора Ричарда Бонга.
5 марта 1944 года капитан Ёсиро Кувабара атакует "Лайтнинг" майора Ричарда Бонга.

В этот же день около 15.30 три истребителя P-47 "Тандерболт" во главе с командиром 348-й истребительной авиационной группы кавалером «Медали почета Конгресса» полковником Нилом Кирби (21 победа), а также капитаны Уильям Данем (16 побед) и Сэмюэл Блер (7 побед), находясь на "свободной охоте" обнаружили над морем три заходящих на посадку бомбардировщика Ki-48. Все три идущих без прикрытия "Сокея", были быстро сбиты, однако с аэродрома взлетели пять Ki-43 77-го сентай во главе с командиром полка майором Мацумото Кунио. Нил Кирби нарушил собственный принцип не ввязываться в маневренный бой с "япошками", видимо потеряв "боевую настороженность".

Последний бой полковника Нила Кирби. Художник Jim Laurier.
Последний бой полковника Нила Кирби. Художник Jim Laurier.

В схватке самолет Кирби был подбит. Его ведомые его потеряли и поспешили выйти из боя заметив взлет еще восьми японских истребителей. Нил Кирби пытался дотянуть до своей территории, но его горящий самолет упал в 100 милях от места боя. Полковник выпрыгнул с парашютом на слишком малой высоте и разбился.

5 марта 1944 года – Ki-43 77 сентай атакует самолет полковника Кирби. Сбил полковника один из ведомых командира 77 сентай – сержант Нироси или прапорщик Митома, оба заявили о победе над «Тандерболтом», но американцы потеряли в этот день только один самолет. Художник Gareth Hector.
5 марта 1944 года – Ki-43 77 сентай атакует самолет полковника Кирби. Сбил полковника один из ведомых командира 77 сентай – сержант Нироси или прапорщик Митома, оба заявили о победе над «Тандерболтом», но американцы потеряли в этот день только один самолет. Художник Gareth Hector.
Полковник Нил Кирби сбил 21 самолет противника и продолжал летать чтобы повысить «счет». Останки полковника обнаружены в 1947 году, он был опознан через два года и похоронен в 1949 году в Техасе. Киль его самолета найден в 2001 году, выставлен в музее ВВС США.
Полковник Нил Кирби сбил 21 самолет противника и продолжал летать чтобы повысить «счет». Останки полковника обнаружены в 1947 году, он был опознан через два года и похоронен в 1949 году в Техасе. Киль его самолета найден в 2001 году, выставлен в музее ВВС США.

В ночь на 7 марта несколько истребителей 77-го сентай были уничтожены на аэродроме в результате ночного налета B-24.

8 марта на отражение очередного налета на Вевак от 77-го сентай из-за нехватки топлива в воздух поднялось только пять истребителей, претендовавших на один сбитый B-25.

С 11 марта 1944 года американская 5-я воздушная армия начало проведение серии атак с целью завоевания господства в воздухе. Утром этого дня 87 американских бомбардировщиков в сопровождении "Тандерболтов" атаковали Вевак. На перехват поднялись 13 "Хаябус" 77-го сентай во главе с заместителем командира капитаном Кувабара Ёсиро и 18 "Хаябус" от 33-го сентай. В бою с истребителями сопровождения японские летчики пытались выманить противника на низкие высоты где обладали преимуществом за счет лучшей маневренности, в свою очередь американцы пытались использовать свое преимущество в скорости. К бомбардировщикам японцы пробиться и не пытались, но три "Тандерболта" были сбиты (на два из них претендует 77-й сентай, из них один - капитан Кувабара). Американские летчики заявили об уничтожении 11 японских самолетов. Реально японцы потерь сбитыми не понесли, но многие истребители были повреждены (пять из 77-го сентай), что в условиях крайне плохого обеспечения делало их почти уничтоженными.

Через несколько часов для отражения очередного налета от 77-го и 33-го сентай поднялось по три самолета. В ходе боя все они получили повреждения, но смогли подбить два "Тандерболта". Два летчика 77-го сентай получили ранения, еще несколько человек из полка пострадали на земле.

12 марта при отражении очередного налета на Вевак от 77-го сентай во главе с командиром 2-го чутай капитаном Мацуо Ёсихида поднялось семь истребителей, из них один почти сразу сел на вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Японцы успели сбить один B-24, прежде чем их перехватили истребители сопровождения P-47 и P-40. Все «Хаябусы» были сбиты, трое летчиков погибли, одному удалось посадить горящий истребитель и выбраться из него целым, еще двое ранеными, в том числе капитан Мацуо, спаслись на парашютах. На земле погибло пять военнослужащих 77-го сентай.

13 марта Вевак атаковали 113 бомбардировщиков в сопровождении около 50 истребителей. На перехват взлетело 44 японских истребителя. В бою было сбито пять японских истребителей и повреждено несколько американских самолетов. 77-й сентай потерь не понес.

14 марта 96 американских бомбардировщиков в сопровождении 30 P-40 и P-47 вновь атаковали Вевак. На перехват смогло подняться только 22 японских истребителя, из них с аэродрома Бат семь Ki-43 77-го сентай во главе с командиром майором Мацумото Кунио. Летчики 77-го сентай смогли атаковать B-24, заявив об уничтожении одного их них, после чего сами были атакованы истребителями сопровождения P-47.

На аэродром Холландия смогли сесть два из семи взлетевших самолетов - командира полка майора Мацумото Кунио и сержанта Кобояси Мацуёси. Заместитель командира, самый результативный летчик части капитан Ёсиро Кувабара и его ведомый капрал Нагасако Сохо пропали без вести. Один из летчиков раненый смог посадить свой подбитый самолет на аэродроме Вевак, еще один на подбитом истребителе совершил вынужденную посадку в море в районе Холландия. Сержант Ватанабэ Такемаса с небольшими повреждениями сел на аэродром Бат, но пропал без вести уже при перелете в Холландию. Еще два Ki-43 в этом бою потерял 33-й сентай. Потери американцев составили два "Тандерболта".

На следующий день 15 марта три Ki-43 77-го сентай во главе с командиром полка приняли участие в отражении очередного налета американской авиации на Вевак, потерь не понеся и заявив об уничтожении одного P-47, хотя потерь у американцев в "Тандерболтах" в этот день не отмечено.

16 марта 1944 года остатки самолетов 77-го сентай перебазировались на расположенный западнее аэродром Холландия, куда было решено вывести полк для восстановления боеспособности. Аэродром Бат продолжал использовался как аэродром подскока, например 18 марта при прикрытии морского конвоя в Вевак. 19 марта, успевшие выгрузиться японские суда уже на выходе из Вевака были атакованы американской авиацией и в большинстве своем уничтожены. Истребители 77-го сентай, вместе с истребителями других подразделений, защитить подопечных не смогли.

19 марта 1944 года - Вевак, японское судно горит после удара союзной авиации. Именно его не смогли прикрыть истребители 77-го сентай. Фото - Australian War Memorial.
19 марта 1944 года - Вевак, японское судно горит после удара союзной авиации. Именно его не смогли прикрыть истребители 77-го сентай. Фото - Australian War Memorial.

К 25 марта 1944 года наземный персонал 77-го сентай завершил вывод на аэродром Холландия. Менее чем за месяц боев погибло десять летчиков (1/3 от общего состава), большинство самолетов были сбиты, разбиты или тяжело повреждены.

Аэрофотоснимок аэродрома Холландия 25 марта 1944 года. Именно эти фотографии использовались для подготовки серии налетов.
Аэрофотоснимок аэродрома Холландия 25 марта 1944 года. Именно эти фотографии использовались для подготовки серии налетов.

В Холландии полк получил новые самолеты и рассчитывал на отдых и передышку. Японская разведка не знала, что новая модификация "Лайтнинга" P-38J имеет увеличенную дальность и командование считало, что при попытке нанести удар по Холландии бомбардировщики не будут сопровождаться истребителями. В свою очередь американская разведка работала значительно эффективнее и четко отследила перемещение основных сил японской авиации в район Холландии. Уже 30 марта аэродром атаковали около 70 B-24 в сопровождении 55 P-38. Из-за отсутствия РЛС на перехват успели подняться менее половины из 60 находившихся на аэродроме боеготовых японских истребителей, но и те кто поднялись вступили в бой неорганизованно, а то и вовсе предпочли держаться подальше от крупных сил противника. От 77-го сентай в бою приняли участие шесть истребителей во главе с командиром 1-го чутай капитаном Тагасира Хироси, бывших в воздухе до начала атаки и поэтому действовавших относительно организовано. Летчики 77-го сентай претендовали на один сбитый B-24 и P-38, хотя реально удалось только повредить один "Лайтнинг". В свою очередь американцам удалось повредить два "Хаябуса", хоть и заявили об уничтожении семи истребителей. Потери на земле японской авиации были огромны - уничтожено от 70 до 100 самолетов, в том числе только что прибывшие машины еще не переданные в части.

На следующий день 31 марта налет был повторен с участием 67 B-24 и 52 P-38. От 77-го сентай на перехват смогли подняться шесть истребителей во главе с командиром полка майором Мацумото Кунио. В бою им удалось уничтожить один "Лайтнинг" и несколько повредить, два "Хаябуса" были повреждены. Однако в отличие от прошлого дня, обошедшегося для 77-го сентай без потерь на земле, сразу 22 самолета погибли под бомбами.

Уничтоженные японские самолеты в районе Холландия. Машины не рассредоточены из-за отсутствия тягачей, укрытия не оборудованы из-за нехватки инженерной техники. Японские генералы мало обращали внимание на такие "мелочи" как нормальное обеспечение, а зря.
Уничтоженные японские самолеты в районе Холландия. Машины не рассредоточены из-за отсутствия тягачей, укрытия не оборудованы из-за нехватки инженерной техники. Японские генералы мало обращали внимание на такие "мелочи" как нормальное обеспечение, а зря.

3 апреля уже более 200 американских самолетов вновь атаковали Холландию. На перехват смогло подняться только 39 японских истребителей, в том числе шесть от 77-го сентай во главе с командиром полка майором Мацумото Кунио и вернувшимся из госпиталя после ранения командиром 2-го чутай капитаном Мацуо Ёсихида. В бою один самолет 77-го сентай был сбит, летчик погиб, еще один поврежден, а его летчик серьезно ранен. Пилоты полка заявили о победах над пяти P-38, но реальные потери американцев составили всего один истребитель, и кто его сбил сейчас установить не возможно. На неделю атаки на Холландию прекратились, видимо американская разведка решила что японская авиация практически уничтожена.

К 6 апреля в 77-м сентай оставалось 12 самолетов, из них половина требовала ремонта, и 16 летчиков. Истребители полка привлекались к сопровождению транспортных самолетов.

11 апреля самолеты 77-го сентай участвовали в «контратаке» в районе Вевака, где американская авиация уже не ожидала противодействия в воздухе, безнаказанно штурмуя наземные цели. Японцы заявили об уничтожении 12 американских самолетов без потерь со своей стороны, 77-й сентай претендовал на три сбитых P-47.

Боевой путь 77-го сентай на Новой Гвинее.
Боевой путь 77-го сентай на Новой Гвинее.

Ответ не заставил себя ждать. 12 апреля Холландию атаковало около 150 самолетов. На встречу смогло вылететь только 9 Ki-61 68-го сентай и 16 Ki-43 33-го и 77-го сентай. В этом последнем крупном воздушном бою над Холландией погибло не менее трех летчиков 77-го сентай, в том числе командир майор Мацумото Кунио. Японцы заявили об уничтожении шести P-38 и одного B-24. На три "Лайтнинга" претендовали летчики 77-го сентай. Реально американцы потеряли только один бомбардировщик "Либерейтор" от зенитного огня. После этого боя 77-й и 33-го сентай, почти полностью потерявшие боеспособность, получили приказ сдать оставшиеся самолеты и эвакуироваться с острова.

На рисунке художника последние самолеты 77-го сентай 21 апреля 1944 года отражают атаку авианосной авиации на Холландию перед высадкой десанта.
На рисунке художника последние самолеты 77-го сентай 21 апреля 1944 года отражают атаку авианосной авиации на Холландию перед высадкой десанта.

Однако к 22 апреля 1944 года, когда в районе Холландия началась высадка союзников, убыть личный 77-го сентай не успел.

Высадка американских войск в районе Холландия 22 апреля 1944 года. Хорошо видно что джунгли начинаются сразу от уреза воды.
Высадка американских войск в районе Холландия 22 апреля 1944 года. Хорошо видно что джунгли начинаются сразу от уреза воды.

Всего в районе высадки находилось более 14 тысяч японских военнослужащих, в большинстве из состава подразделений обеспечения без оружия. Серьезного сопротивления оказать они не смогли и через несколько дней около семи тысяч человек, в том числе около 600 летчиков и наземного персонала авиационных частей начали 400 километровый марш по джунглям вдоль побережья в район Сарми.

Ki-43 "Хаябуса" 2-й чутай 77-го сентай капитана Мацуо Ёсихида.
Ki-43 "Хаябуса" 2-й чутай 77-го сентай капитана Мацуо Ёсихида.

Дошедшие в район Сарма обнаружили, что рядом уже находятся войска союзников и эвакуация не возможна. Японцы продолжить поход по джунглям в западном направлении и большинство из них погибли от голода, болезней и недружелюбной местной фауны. Единицы добрались до своих или нашли лодку. Из всего 77-го сентай вернуться домой из Новой Гвинеи смогло только пять человек. В джунглях погибло 16 летчиков полка, в мае 1944 года умер командир 2-го чутай капитан Мацуо Ёсихида, в июне - командир 1-го чутай капитан Тагасира Хироси. 29 июля 1944 года американцам удалось пленить в районе Сарми адъютанта 77-го сентай старшего лейтенанта Исихаси Масао.

Самолет капитана Мацуо Ёсихида захваченный на аэродроме Холландия в апреле 1944 года.
Самолет капитана Мацуо Ёсихида захваченный на аэродроме Холландия в апреле 1944 года.

Японское командование попыталось восстановить 77-й сентай в Сингапуре. Его новым командиром был назначен майор Иноуэ Сигетоси, личный состав был взят из числа по разным причинам не убывших на фронт, также поставлено несколько самолетов. Однако к концу лета стало понятно, что с Новой Гвинеи никто не вернется и полк был официально расформирован 20 августа 1944 года.

Новый Ki-43 77-го сентай на церемонии включения в боевой состав полка. Кадр из кинохроники.
Новый Ki-43 77-го сентай на церемонии включения в боевой состав полка. Кадр из кинохроники.
Сведения о 77-м сентай из американского справочника о армейской авиации Японии, составленном в октябре 1945 года. Сведения краткие, но довольно точные.
Сведения о 77-м сентай из американского справочника о армейской авиации Японии, составленном в октябре 1945 года. Сведения краткие, но довольно точные.

Один из сохранившихся до нашего времени Ki-43 был захвачен американцами именно на аэродроме Холландия. Какому подразделению он принадлежал установить сейчас наверное уже невозможно, однако не исключено, что он из 77-го сентай. Сейчас выставлен в США в Pima Air & Space Museum.

Ki-43 в Pima Air & Space Museum в окраске 63-го сентай.
Ki-43 в Pima Air & Space Museum в окраске 63-го сентай.

Фото из музея отсюда: https://igor113.livejournal.com/797698.html

Источники:

Richard L. Dunn. Double Lucky? The Campaigns of the 77th Hiko Sentai // 2005. URL: http://www.warbirdforum.com

Ikuhiko Hata, Yashuho Izawa, Christopher Shores. Japanese Army Fighter Aces: 1931-45. Stackpole Books, 2012. – 368 p. – (Stackpole Military History Series).

Donald W. Thorpe. Japanese Army Air Force Camouflage and Markings World War II. Aero Publishers, Inc., 1968. – 202 p.

Michael John Claringbould. P-47D Thunderbolt vs Ki-43-II Oscar: New Guinea 1943–44. Osprey Publishing, 2020. – 80 p.

Материалы сети "Интернет".

Примечание: Японские имена в статье записаны в последовательности "фамилия-имя", американские - "имя-фамилия".