Письменная консультация на тему “"Доработка договора строительного бытового подряда в интересах Заказчика-Потребителя"
1) Гр.РФ (Заказчик) – ИП (Подрядчик). Правильно. Достаточно принципиально, чтобы так и оставалось – так как будет действовать и ГК РФ и Закон о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП). [Правда для этого гр.РФ должен для личных нужд заказывать ремонт, а не инвестируя в 10-ю по счету квартиру. Для целей обозначения личных нужд (и возможности применения ст.730-739 ГК РФ) – называем “договор бытового подряда”].
Изменения в пользу Заказчика:
ГК РФ § 2. Бытовой подряд (ст.730-739 ГК РФ). В соответствии с ч.1 ст.730 ГК РФ, “По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу”. В соответствии с ч.3 ст.730 ГК РФ, “К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними”.
2) “Отразить как в случае необходимости происходит расторжение договора”. В юридической природе существует досудебное расторжение и судебное расторжение. Цели Заказчика – добиться (1) возможности Заказчика расторгнуть договор во внесудебном порядке (для этого направляется ценное (с описью) письмо Почтой России с “уведомлением о расторжении договора”. С момента получения Подрядчиком этого письма договор считается расторгнутым [если не получает в отделении почты, то это “его проблемы”, все равно считается врученным в определенный момент, который по разному суды применяют, чаще всего – в момент, когда “письмо ушло назад отправителю”] ; (2) невозможности Подрядчика расторгнуть договор во внесудебном порядке (сделать так, чтобы он мог расторгнуть договор только путем подачи искового заявления о расторжении договора).
Изменения в пользу Заказчика:
В соответствии с ч.2 ст.731 ГК РФ, “Заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны”. Кроме этого, в контексте “потребителя”. В соответствии со ст.32 ЗоЗПП “ Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.” А если бы не было “контекста потребителя” ? – а все равно Заказчик имел бы право (!“если иное не предусмотрено договором подряда”) расторгнуть договор во внесудебном порядке в одностороннем порядке на основании ст. 717 ГК РФ, т.е. , если бы не было “контекста потребителя”, то надо было бы следить за тем, чтобы в договоре не появилось пункта о том, что “заказчик ограничен в таком праве”. Учитывая тот факт, что Заказчик находится “в контексте потребителя”, для него не обязательно следить за тем, чтобы “не появилось вдруг такого пункта” (ведь нормы ст.731 ГК РФ и ст.32 ЗоЗПП являюся специальными по отношению к ст.717 ГК РФ). Однако, для того чтобы избежать “непоняток”, вызванных судейской неграмотностью, лучше следить за тем, чтобы в договоре не появилось такого пункта (сейчас его нет). Более ничего делать не нужно. Специально “прописывать” в договоре, акцентируя внимание Подрядчика тоже не нужно. А в чем же слабое место такого расторжения? – А в возможности безграничной фантазии Подрядчика на тему “..возместив подрядчику его расходы” (Хотя бремя доказывания таких расходов будет на Подрядчике, это именно он должен будет их доказать и обосновать документами, чеками и тд. и т.п., обосновать их необходимость, а не “с бухты барахты”. Ибо “каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается”).
Тем не менее, во избежание “фантазий Подрядчика на тему его расходов”, лучше иметь ввиду иные механизмы (отказываюсь не “просто так”, а отказываюсь из-за нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ или из-за ненадлежащего качества).
В соответствии с ч.3 ст.715 ГК РФ, “Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.” (“мотивировано ненадлежащим качеством”).
В соответствии с ч.1 ст.28 ЗоЗПП, “Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе … отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) … Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя”. (“мотивировано нарушением сроков”). [ч.6 ст.28 ЗоЗПП гласит о том, что вины потребителя или форс-мажора не должно быть].
[Некоторые нюансы одностороннего внесудебного отказа от договора “прописаны” в ст.450.1 ГК РФ].
По поводу внесудебного расторжения со стороны Подрядчика:
В соответствии с ч.3 ст.716 ГК РФ, “Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи [непригодности материалов, неправильном ТЗ и тд.], в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков”.
Однако, в соответствии с ч.4 ст.28 ЗоЗПП, “Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)”, “При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу)…”
В соответствии со ст.719 ГК РФ:
“1. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
2. Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков”.
Следовательно, нужно в интересах Заказчика, “прописать” такую “невозможность” в договоре. Ну и также не должно быть прописано прямой возможности расторгнуть немотивированно в договоре. [Если вдруг Подрячик настаивает на таком, то существует механизм “определения платы за отказ от договора” (отдельная “история”)].
3) “Добавить возможность приостановки договора (с сохранением аванса) в случае непредвиденных обстоятельств”. Термина и специального механизма “приостановки договора” закон не содержит. Закон содержит лишь понятие “приостановка обязательства по договору”. Так, например, Подрядчик имеет право приостановить свои обязательства по договору, по-практике, лишь в рамках ст.716, ст.719, ст. 743 ГК РФ. А Заказчик может, например, на основании ст.328 ГК РФ приостановить свое исполнение (например, перестать платить в случае неустранения замечаний и т.д., тем более он является, будучи потребителем, “слабой стороной договора”). То что Клиент-Заказчик имеет ввиду под “приостановкой договора” правильнее назвать “изменение условий договора”.
Изменения в пользу Заказчика:
При этом запрос Клиента-Заказчика возможно “решить в его пользу”. Порядок “изменения условий договора”прописан в ст.450-453 ГК РФ. В соответствии с ч.1 ст.450 ГК РФ, “Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором”.
В соответствии с ч.4 ст.450 ГК РФ, “Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором”.
В соответствии с абз.2 ч.2 ст.310 ГК РФ, “ В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне”.
Таким образом, механизм изменения договора (т.н. “в быту” “приостановление договора”) в одностороннем внесудебном порядке возможен только для потребителя и только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.
В иных же случаях, пришлось бы довольствоваться только судебными механизмами ст. 451 и 452 ГК РФ. В соответствии с ч.2 ст.452 ГК РФ, “Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок” – это “судебный порядок изменения договора.”
Следовательно, Заказчику-потребителю нужно прямо “прописать” такое право, предусмотренное ч.4 ст.450 ГК РФ, в договоре.
[Подрядчик, занимающийся предпринимательской деятельностью, ни при каких условиях не получит такого права – только через суд, либо по соглашению сторон, и никак иначе. Так, например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54: “Предоставление договором права на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, допускается только в специально установленных законом или иными правовыми актами случаях (абзац второй пункта 2 статьи 310 ГК РФ) [из области “всяких” “договоров присоединения” у операторов сотовой связи, банковских услуг и т.д. ; к настоящим отношениям точно не относится.]”.
4) “Указать, что реализация производится согласно дизайн-проекта и приложить его к договору” - Можно указать.
5) “Отметить, что покупка, доставка и приемка черновых материалов осуществляется исполнителем”.
Изменения в пользу Заказчика:
Действительно, есть такая “хитрость” – “прописать” так, чтобы материалы были “за счет Заказчика силами Подрядчика”.
Например, так: “Расчет и закупка всех материалов, их доставка на объект осуществляется Подрядчиком за счет Заказчика по согласованным с представителем Заказчика Ивановым И.И. (тел. и вацап +7-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ) объеме и цене материалов с доставкой. Прием, разгрузка и подъем на этаж материалов производится силами и за счет Подрядчика.”
6) “указать (требуется ли это прописать?) что заказчик может привлекать сторонние организации для оценки качества работ” - Можно указать.
7) Не понятно, какие конкретно имеются ввиду “промежуточные этапы” работ (п.4.2, п.4.4) - Лучше – убрать, иначе будут “дергать” часто. Если критично для Подрядчика – то можно и оставить.
8) п.5.2. договора: “В случае не перечисления/задержки платежа Подрядчик имеет право не приступать/приостановить работы по настоящему договору на период задержки, и срок выполнения работ Подрядчика увеличивается на период задержки без оформления дополнительного соглашения”.
Изменения в пользу Заказчика:
Этот механизм описан в ст.328 ГК РФ – поэтому наличие данного пункта в договоре не критично.
Однако, ответы на вопросы “Может ли “сильный предприниматель” приостановить исполнение по отношению к “слабому потребителю”?” Имеет ли значение указание/неуказание этого в договоре?” не так просты. Поэтому, лучше убрать данный пункт из договора. (Если будет сопротивление со стороны Подрядчика, то оставить, ибо не критично).
9) п.5.3. договора: “Нарушение сроков оплаты в соответствии с п. 5.1 настоящего договора более чем на 5 (пять) дней является существенным нарушением условий договора. В случае совершения Заказчиком такого нарушения Подрядчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.”
Изменения в пользу Заказчика:
- Является “имеющим какое-то значение” то, что “существенное нарушение – задержка более чем на 5 дней”. Почему имеет некое значение слово “существенный” – потому что, в соответствии с п.1 ч.2 ст.450 ГК РФ, “По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только … при существенном нарушении договора другой стороной”.
- Не является таковым (просто “фантазии” Подрядчика, противоречащие закону, следовательно: “Хотят, пускай пишут для собственного успокоения”) – “Подрядчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке” … из-за неоплаты 5 дней не в праве, что бы ни было написано в договоре (не важно).
Поэтому, действуя в интересах Заказчика, убираем слово “существенный”, а ерунду про “односторонний отказ” оставляем – для успокоения души Подрядчика.
10) п.6.3. договора: “Подрядчик имеет право на автоматическое продление срока работ, без заключения дополнительного соглашения в следующих случаях: в случае увеличения объемов Работ и (или) по причинам, не зависящим от Подрядчика; непредставления/несвоевременного представления доступа в помещение, указанное в п. 1.1. настоящего договора; непредоставления или несвоевременного предоставления Заказчиком материалов; неоплаты работ Заказчиком в сроки, предусмотренные настоящим договором”.
Изменения в пользу Заказчика:
Это все “фантазии” Подрядчика. Почему – подробно описывал в п.3 настоящего Анализа. (увеличение сроков = изменение договора). Поэтому оставляем – для успокоения души Подрядчика.
11) Пункты 7.1 – 7.5 договора бессмыслены, т.к. все написано в законе. Из этого имело бы значение только следующее, и то если бы все ограничивалось только ГК РФ (без ЗоЗПП) : “В случае неисполнения Подрядчиком требований Заказчика, указанных в настоящем пункте, Заказчик вправе поручить устранение недостатков третьим лицам, либо устранить их своими силами и потребовать возмещения расходов, связанных с устранением недостатков, от Подрядчика.”
Учитывая абз.5 ч.1 ст.29 ЗоЗПП, данный момент не имеет также решающего значения:
“Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать … возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.”.
Норма ст.29 ЗоЗПП является в данном случае специальной по отношению к ст.723 ГК РФ.
Изменения в пользу Заказчика:
Почему важно? – в соответствии с ч.1 ст.723 ГК РФ:
“В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).”
Поэтому лучше изложить в такой редакции (не критично, учитывая абз.5 ч.1 ст.29 ЗоЗПП): “В случае выявления недостатков выполненных работ Заказчик вправе устранять их своими силами или с помощью привлеченных им подрядных организаций”.
12) п.7.6. договора: “Требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены Заказчиком при условии, что они были обнаружены в течение гарантийного срока. Гарантийный срок составляет 12 месяцев и начинается с даты подписания акта выполненных работ, в случае выявления дефектов, подрядчик обязан исправить недостатки.”
Изменения в пользу Заказчика:
Указания величины гарантийного срока и факта его наличия имеют значение.
ч.1 ст.755 ГК РФ:”…Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.”
ч.2 ст.755 ГК РФ: “Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.”
Cт.724 ГК РФ:
“1. Если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные настоящей статьей.
2. В случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.
3. Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
4. В случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.
5. Если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок (пункт 1 статьи 722) начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.”
В соответствии с абз.2 ст.756 ГК РФ, “При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 настоящего Кодекса, составляет пять лет.”
В соответствии с ч.3-5 ст.29 ЗоЗПП:
“3. …
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
-соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
-отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.”
Выводы:
Сейчас в договоре гарантийный срок 12 месяцев. Требования-то можно предъявить и по истечении этого срока, вот только бремя доказывания меняется уже не в пользу Заказчика в таком случае. Поэтому, идеально – 5 лет; оптимально – 2 года. Следовательно, чтоб не пугать Подрядчика, пишу в редакции “2 года”.
13) п.7.8 договора: “При просрочке оплаты любого из платежей, предусмотренных настоящим договором, Заказчик обязан уплатить Подрядчику пени в размере 0,1 % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки, но не более 20 % от общей стоимости работ по настоящему Договору.”
Изменения в пользу Заказчика:
Нормальный пункт о “договорной неустойке”. Менять ничего не надо. Действуя в интересах Заказчика, важно только следить за тем, чтобы в пункте не добавилось указания на то, что “характер неустойки является штрафным”. Дело в том, что т.н.“штрафная неустойка” позволяет взыскивать договорную неустойку вместе с процентами по ст.395 ГК РФ. В данной редакции договора все нормально – такого указания нет.
14) 7.10. За просрочку выполнения работ Подрядчик уплачивает Заказчику пеню в размере, 0,1 % от стоимости фактически невыполненных работ согласно Смете за каждый день просрочки, но не более 20 % от общей стоимости работ по настоящему Договору.
Изменения в пользу Заказчика:
В соответствии с ч.5 ст.28 ЗоЗПП:
“В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).”
В договоре можно оставить для успокоения Подрядчика, ибо это не влияет на величину неустойки. Сделать больше 3 % можно, а вот меньше – нельзя.
15) п.9.2, 9.2.1, 9.2.2 договора о том, что Подрядчик тоже может в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор, заключенный с потребителем – это “фантазии” Подрядчика – не может, за исключением случаев, описанных в п.2 настоящего Анализа. Оставим этот пункт – для успокоения Подрядчика, пускай “греет ему душу”.
П. 9.3. договора: “Договор считается расторгнутым с даты получения Стороной уведомления об одностороннем отказе либо, в случае уклонения от получения корреспонденции, с даты по истечении 15 дней с даты поступления письма в почтовое отделение Адреса. Уведомление также может быть направлено на адрес электронной почты или посредством мессенджеров, указанных в настоящем договоре. Датой получения уведомления в таком случае считается дата направления уведомления.”
Изменения в пользу Заказчика:
А вот, как и было рекомендовано в п.2 настоящего Анализа, “невозможность” по реальным механизамам ст.716 и ст.719 ГК РФ в договоре как раз таки и пропишем, внутри “ерунды” Подрядчика, которую оставим, замаскировав ею то, что интересует Заказчика.
Комментарии:
1) как и писал раннее по “сообщение считается полученным, если получатель уклонился”, существует разная судебная практика определения этого момента. В данном случае, будет 15 дн с момента поступления.
2) е-маил и мессенджеры проверять (хотя лично я бы не рискнул такое важное юридическое действие делать только путем отправления на е-маил без ценного письма)
16) п.9.4. договора: “При отказе Заказчика выполнить требование об увеличении цены договора в случае существенного возрастания стоимости материалов, а также оказываемых Подрядчику третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, Подрядчик вправе требовать расторжения договора в соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса РФ.”
Изменения в пользу Заказчика:
Ну да, имеет право такое - дублирование этого в договоре никакой роли не играет. При этом это только теоретически возможно в данном контексте отношений, особенно учитывая ч.4 ст. 451 ГК РФ. Следовательно, оставляем для успокоения Подрядчика.
17) п.10.6 договора: “В случае обращения Подрядчика за защитой нарушенных прав споры разрешаются в суде по месту нахождения Подрядчика.”
Изменения в пользу Заказчика:
Это очередные “фантазии” Подрядчика. Ни на что не влияет – пускай остается в договоре. По ЗоЗПП именно Потребитель-Заказчик выбирает территориальную подсудность : либо по своему месту жительства, либо по местонахождению ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора (ст.17 ЗоЗПП). Никакой договорной подсудности не будет, так что пускай остается в договоре.
18) П.11.5 договора: “Стороны установили приемлемым способом обмена информацией в электронной форме. Это может быть как бумажный документ, отправляемый участниками сделки с помощью любого со-временного канала связи, в том числе, но не ограничиваясь: WhatsApp, e-mail, Skype, Viber, iMessage, Telegram, так и документ, изначально созданный в электронном виде и хранящийся на электронных носителях, при условии, что другая сторона обладает данным каналом связи.”
Изменения в пользу Заказчика:
Слишком много каналов связи, можно и запутаться – оставить , например, Ватсапп (или Ватсапп или е-маил).
19) В п.12 договора реквизиты , конечно , указаны – это хорошо . Для подачи искового заявления на ИП их достаточно (требуется : ИП ФИО , ИНН, ОГРНИП, Юр.адрес) (проверить его т.к. в выписке из ЕГРИП он не указан (зато ,кстати, если что, указан е-маил).
Изменения в пользу Заказчика:
А вот если вдруг ликвидирует ответчик свое ИП ? Как тогда в суд подавать?- На гр.РФ, который раннее имел статус ИП (ЗоЗПП будет также действовать, в этом смысле ничего не изменится). Вот только правильнее будет указать данные на ответчика, как на гр.РФ, а именно :
ФИО, ХХ.ХХ.ХХХХ г.р., м.р. гор. Караганда
ИНН ХХХХ (“пробивается” на сайте ФНС по паспорту и дате рождения), Паспорт РФ ХХХХ ХХХХХХ выдан ХХ.ХХ.ХХХХ
Кем ХХХХХХХХХХ Проживающего ХХХХ.
1) Следовательно, желательно взять копию 2-х страниц паспорта РФ самого ИП-шника.
2) Раз подписывает представитель ИП по доверенности, то и его копию паспорта + копию доверенности на него, разумеется.