Во время учебы в техникуме нам всегда твердили, что на экзамене / зачете обязательно нужно что-то говорить. Главное – не молчать! Можешь говорить о чем угодно, хоть о погоде. Об этом напутствии я и вспомнила в день сдачи экзамена по международному праву в институте.
К экзамену нужно было подготовить шестьдесят вопросов. Я нашла ответы только на первые пятьдесят девять вопросов, а вот самый последний вопрос заставил потрепать нервы. Я скупила все “шпаргалки” (в мои студенческие годы в книжных отделах продавались ответы на вопросы экзаменов и зачетов), просиживала часами в библиотеке в поиске ответа на этот вопрос, перелопатила весь интернет. Ответа не нашла. Оставалось надеяться, что кто-то из одногруппников окажется более прозорливым и смекалистым.
Настал день экзамена. Мы собрались около аудитории в ожидании его начала. Все друг у друга спрашивали: «Ты знаешь ответ на последний вопрос?». И каждый из нас молился, чтобы именно ему этот вопрос не достался. Я всегда заходила в первой пятерке. Поэтому, когда пробил час я и четверо моих одногруппников вошли в аудиторию. Надо ли говорить, что вытянув билет, я обнаружила там тот самый злосчастный вопрос?
А вопрос звучал так – “Проблемы народов мира”. Когда настала моя очередь отвечать, между мной и преподавателем состоялся такой диалог:
- Ну, отвечай.
- Я не знаю ответа на этот вопрос.
- Как это ты не знаешь ответа? Это же легкий вопрос!
- Не знаю, что нужно говорить.
Преподаватель взял чистый листок бумаги, ручку и нарисовал два кружочка. Внутри одного написал “Народы”, внутри другого “Проблемы”. И затем сказал: «Вот соотнеси один кружочек к другому, и скажи – какие проблемы у этих народов?». Я снова ответила, что не знаю ответа на данный вопрос. На что преподаватель отвечает: «Ты подумай минут пятнадцать и потом отвечай». И засек время.
Во время пятнадцатиминутного вынужденного перерыва я пыталась напрячь все свои мозговые извилины и что-то ответить. Вспомнила все напутствия преподавательского состава из техникума и решила ими воспользоваться. Когда время истекло, я вздохнула и ответила: «Не знаю у кого какие проблемы, но лично у меня проблем нет!».
За давностью времени, точно не помню, какую отметку мне поставил преподаватель – “4” или “5”. Но мои одногруппники до сих пор напоминают мне об этом эпизоде студенческой жизни.