Найти тему
Исторические сражения

Испанцы сильно пожалели, что подпустили вражеский корабль так близко к себе

Они оказались шокированы таким поворотом событий, поскольку судно было со страшным сюрпризом...

В наш суетливый век стараются воевать недолго – слишком серьезные нагрузки на экономику иначе выпадают, и их стараются избежать. Люди прошлого, привычные к более размеренной жизни, к войне относились обстоятельнее и запросто воевали десятилетиями. Реконкиста, к примеру, тянулась семь с половиной столетий. Франция, затеяв разборки с Англией, провозилась сто шестнадцать сезонов. Ко второй половине XVI столетия, правда, прыть европейцев несколько поутихла. Оттого Нидерланды уложились в пикировке с Испанией в восемь десятилетий. Правда, решение назревшего вопроса вышло с некоторыми оговорками, но в общем и целом итоги Восьмидесятилетней войны походили на проигрыш Габсбургов. Правда, на тот момент частичный – окончательное решение отложилось не несколько столетий.

В рамках конфликта, можно даже сказать, что в начале войны (всего-то успели полтора десятилетия с хвостиком повоевать), испанцы затеяли осаду Антверпена, в ту пору выступавшего центром противостояния проблемного региона испанцам. Возможно, Антверпен бы и остался в стороне от бузы, но в 1576 году испанская солдатня, не получившая жалования, разграбила этот богатый город, устроив бессмысленную резню. В итоге случился бунт, и Испании пришлось собираться с силами, чтобы переподчинить провинцию. Собрались только к 1579 году. И в рамках мероприятия послали воевать Нидерланды Алессандро Фарнезе, герцога Пармского, который все делал обстоятельно.

Алессандро (Александр) Фарнезе. Художник: Antoon Claeissens
Алессандро (Александр) Фарнезе. Художник: Antoon Claeissens

До Антверпена герцог добрался в 1584 году. Не потому, что заплутал по дороге, а потому, что планомерно завоевывал мятежные территории, ломая сопротивление. Поскольку снабжение армии шло из метрополии, то больше всего Фернезе заботился о логистике. В итоге решение его получило известность под именем "Испанской дороги". Были проработаны несколько маршрутов, для каждого из которых точно определили пропускную способность – чтобы проходящие войска и прокормиться могли и территории вдоль маршрута не пустели. А чтобы сделать переброску сил комфортной, все маршруты обставлялись системой фортов, отвечавших за охранение. Так что испанская армия чувствовала себя в Нидерландах более чем комфортно.

Анветрпен, даже оценив силы вторжения, сдаваться не пожелал. Испанцы буквально заключили его в кольцо укреплений, организовав продуманную блокаду. Антверпен стали снабжать по реке. Фернезе подумал и устроил плавучий мост, задействовав вместо понтонов боевые корабли. В итоге и испанские силы по обеим сторонам реки чувствовали себя уверенно (а так-то ширина преграды в том месте составляла 730 метров), и припасы в осажденный город перестали поступать.

Строительство понтонного моста для так называемой Испанской дороги. Художник: Jarec Nocon
Строительство понтонного моста для так называемой Испанской дороги. Художник: Jarec Nocon

В это время в районе театра боевых действий отирался итальянец Федериго Джиамбели, который пытался продать некую военную идею испанцам. Те его отвергли, и изобретатель предложил свои услуги голландцам. Последним очень понравился предложенный концепт, и они начали финансирование проекта.

Итальянец предложил уничтожить испанский мост при помощи брандеров. Но с этой напастью при должной организации к тому времени уже научились неплохо справляться (шансы на успех имелись только при обеспечении внезапности, чего в той местности не получалось никак организовать). А потому Джиамбелли озвучил идею супербрандера. Голладнцы прозвали разработку "адским поджигателем" (хельбрандером). Правда, изначально изобретатель предлагал переоборудовать три больших корабля, но ему дали только два и поменьше. Корабли именовались "Фортуна" и "Надежда".

Нечто похожее на "супербрандеры" Джиамбели - иллюстрация из французского учебника XVII века
Нечто похожее на "супербрандеры" Джиамбели - иллюстрация из французского учебника XVII века

На кораблях переделали часть силового набора. Так, чтобы в трюме образовалось большое пространство, свободное от балок и перегородок. Эти помещения застелили 30-сантиметровым слоем кирпича. А затем из старых надгробий соорудили каменную камеру шириной в метр и длиной в двенадцать с полутораметровыми стенками. И в каждую из них загрузили 3200 кг пороха. Снова из надгробий соорудили крышку камеры. Для надежности щели в этом сооружении залили свинцом. Поверх сооружений накидали обломки камня, куски железа и прочий хлам. Затем от зрителей прикрыли камеры обычным палубным настилом.

Поверх палубы затеяли несколько чахлых костров. Чтобы те горели, чадили и создавали видимость брандера на боевом взводе. С которыми в ту пору боролись просто: высаживали добровольную команду, которая разгоняла штатный экипаж (если тот не успевал сбежать) и тушила костер. Так что эта пороховая камера являлась неприятным сюрпризом-ловушкой большой мощности.

Антверпен на карте 1599 года. Картографы: Georg Braun, Frans Hogenberg
Антверпен на карте 1599 года. Картографы: Georg Braun, Frans Hogenberg

Чтобы запустить трюмную адскую машину, использовали замедлители. На "Фортуне" часовщик соорудил устройство, состоящее из часового механизма и ружейного кремневого замка. На "Надежде" использовали длинный фитиль. Планировалось запустить эти корабли по течению с таким расчетом, чтобы они взорвались с некоторой задержкой, как только доберутся до моста. А чтобы отвлечь внимание испанцев, в дополнение наскоро соорудили еще 32 малых брандера. Их пустили перед хельбрандерами. Так они хотели изобразить неудачную и плохо организованную атаку, чтобы испанцы довольно легко вылавливали эти зажигалки у своих уже порядков и легко тушили их. Одновременно уставая и теряя бдительность.

Как и задумывалось, испанцы без проблем тушили брандеры. Хельбрандеры шли последними. "Фортуна" не дошла до цели и села на мель недалеко от моста, и на ней раздался взрыв. По какой-то причине не особо сильный – бабахнула только часть заряда. И никакой беды этот взрыв не нанес. А вот "Надежда" сработала лучше. Она добралась до середины моста и была выловлена испанцами, которые потушили огонь на палубе и отбуксировали голландский гостинец чуть в сторону. И в это время прогремел чудовищный взрыв, сразу проделавший разрыв в 60 метров посредине испанской преграды.

Атака брандерами и хельбрандерами во время осады Антверпена, 1585 год. Художник: Famiano Strada
Атака брандерами и хельбрандерами во время осады Антверпена, 1585 год. Художник: Famiano Strada

Детали корабля и куски начинки находили на расстоянии лиги. Взрыв был слышен за 80 км от эпицентра. Дно реки обнажилось, а потом вернувшаяся волна разметала и перепутала корабельную связку. Тысяча испанских солдат погибла сразу. Опознать можно было единицы. Основная масса попросту исчезла или превратилась в неидентифицируемые обрывки тел. Герцог Парма получил легкую контузию – его отбросило и оглушило ударом деревянного кола. Адъютанта убило взрывной волной. Одного из заместителей командующего нашли через неделю, обернутого вокруг обрывка корабельной цепи. Второго обнаружили через месяц – его размазало по стенке берегового деревянного сруба с камнями, укреплявшего заезд на атакованный мост.

Моральный эффект вышел наисильнейший. Испанцы попросту были шокированы, но сами голландцы почему-то решили в первый момент, что мосту повреждений нанести не удалось. Оттого не организовали атаку немедленно и упустили время. Блокада сохранилась. Пришлось позднее разрушать дамбы и затапливать местность вокруг города. Чтобы по мелководью снова атаковать мост при помощи плавучей плоскодонной батареи. Но и эта затея сорвалась, хотя испанцам досадили сильно. В итоге в 1585 году Антверпен пал.

Взрыв хельбрандера. Художник: Romeyn de Hooghe
Взрыв хельбрандера. Художник: Romeyn de Hooghe

По условиям капитуляции испанцы обещали не грабить и вообще вести себя хорошо. И даже сдержали свое слово, не причинив горожанам особых беспокойств, а еще дали 4 года протестантам на то, чтобы перейти в католицизм или уйти из города. Никаких суровостей после истечения 4 лет тоже не последовало.

Англичане, помогавшие голландцам сооружать и оснащать эти супербрандеры, технологию переняли. Они собирались применить ее во время борьбы с "Непобедимой армадой". Не смогли – пороха нужного количества не нашли. Правда, испанцы тоже запомнили этот "Антверпенский огонь". И ночью накануне битвы при Гравелине, встретив 8 брандеров чуть крупнее обычных отступили, смешав строй. Что послужило одной из причин поражения испанцев в той битве. А в это время Джамбелли при помощи связок корабельных мачт и пороховых бочек лихорадочно блокировал Темзу. Правда, мера оказалась избыточной – испанцы так и не добрались до Лондона.

× Подписывайтесь на нас в телеграме: @battlez

Ваши подписки - неоценимый вклад в развитие канала!