Имя немецкого изобретателя Иоганна Гутенберга ассоциируется, в первую очередь, с придуманным им печатным станком. Но появлению этого устройства примерно в 1440 году предшествовала загадочная судебная тяжба.
По чудом сохранившимся протоколам заседаний 1438 года установлено, что Гутенбергу принадлежало еще одно таинственное изобретение. Столь ценное, что компаньоны по «секретному производству» судились с ним, но сдержали клятву о неразглашении информации об этом станке.
Гутенберг – фальшивомонетчик?
Иоганн Фриле Генсфляйш цур Ладен (это настоящая фамилия изобретателя) был сыном знаменитого ювелира, который занимал высокое положение при монетном дворе города Майнца. К 30 годам единственный наследник знатной фамилии получил привилегию чеканки денег, но был недоволен обязанностью продолжать традиции семьи.
Поссорившись с отцом, молодой мастер приехал в Страсбург под именем Иоганна из Майнца. Чуть позже он взял фамилию матери – Гутенберг. Примерно в 1436 году на основе конструкции виноградного пресса он создал новое устройство для печатания на свинце.
Это изобретение и технология работы на нем стали коммерческой тайной и приносили высокую прибыль. Продукт, который изготавливался с его помощью, до сих пор неизвестен. Сам бизнес-проект именовался «Предприятие с искусством» или просто «Это дело». Для работы секретного производства закупался только свинец.
Одна из распространенных версий о роде занятий первопечатника и его компаньонов – изготовление фальшивых монет. Это подкрепляется тем, что у Гутенберга было законное право на чеканку денег, он знал все тонкости работы монетного двора.
Первопечатник – алхимик?
Сторонники другой версии обратили внимание на то, что основным сырьем для производства неизвестных изделий на таинственном устройстве был свинец. Этот металл часто упоминается в алхимических трактатах о возможностях превращения разных веществ в золото.
В одном из документов косвенно упоминается о том, что «Предприятие с искусством» было создано для изготовления «зеркал пилигрима». Это маленькие выпуклые пластинки с зеркальной поверхностью. Паломники наводили их на мощи святых, чтобы напитать сакральной энергией.
Видимо, есть основания к тому, что именно в XV в. такие предметы называли «зеркалом Гутенберга». Но сам изобретатель называет то, что изготавливали на его таинственном станке, просто «это».
В 1439 году после смерти одного из компаньонов, Андрея Дритцена, его наследники подали на основателя предприятия в суд. Вскоре к ним присоединились и другие участники проекта. Оказалось, что механизм и сырье для производства располагались в доме Дритценов. Там же Гутенберг проводил тайные опыты, о содержании и результатах которых никому не рассказывал. После смерти Дритцена-старшего станок и формы для отливки исчезли. Предприятие не смогло продолжать работу. Дело закончилось тем, что изобретатель выплатил каждому из истцов по 100 гульденов компенсации. Взамен они поклялись не раскрывать никакой информации о закрывшемся производстве.
Менее чем через год мир был представлен печатный станок Гутенберга. О том, чем же было «это», изготавливаемое на исчезнувшем из дома Дритцена станке, изобретатель и все, кто знал секрет, так никому и не рассказали.