Найти тему
ТАСС

Эксперт: контроль деятельности стран на СМП в Морской доктрине нуждается в пояснении

По мнению члена экспертного совета проектного офиса развития Арктики Андрея Криворотова, необходимость в конкретизации "будет только возрастать по мере планируемого наращивания арктического потенциала ВМС стран НАТО"

МОСКВА, 8 августа. /ТАСС/. Понятие о контроле военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути (СМП), предусмотренное новой Морской доктриной России, нуждается в пояснении. Такое мнение в разговоре с ТАСС высказал член экспертного совета проектного офиса развития Арктики, доцент Одинцовского филиала МГИМО МИД России Андрей Криворотов.

В Морской доктрине говорится, что контроль военно-морской деятельности иностранных государств в акватории СМП является одним из приоритетов национальной морской политики РФ на арктическом региональном направлении.

"Сложный момент связан со статусом Севморпути. Новая редакция Морской доктрины предусматривает режим внутренних морских вод лишь у его проливов. В остальной же его акватории ставится новая задача "осуществления контроля военно-морской деятельности иностранных государств". Она, очевидно, нуждается в конкретизации в юридическом, внешнеполитическом и военно-техническом отношениях", - сказал он.

По мнению эксперта, необходимость в конкретизации "будет только возрастать по мере планируемого наращивания арктического потенциала ВМС стран НАТО".

Документ предусматривает развитие Северного морского пути и превращение его в международную конкурентоспособную транспортную артерию. "В результате Морская доктрина и по структуре, и по содержанию стала ближе к Стратегии развития Арктической зоны РФ. В частности, из последней была позаимствована и троекратно повторена задача превращения Северного морского пути в международно-конкурентоспособную транспортную артерию", - добавил эксперт.

Криворотов сказал, что в доктрине делается акцент на формировании промышленной, технологической и научной базы для освоения арктических территорий. Также в новой редакции особое внимание уделяется защите суверенитета России в Арктике. "Сотрудничество с другими арктическими государствами к числу приоритетов более не относится, но усилен акцент на защите суверенитета России в Арктике", - сказал он.

О документах

Согласно новой Морской доктрине, утвержденной президентом РФ Владимиром Путиным 31 июля, одним из приоритетных направлений развития морского транспорта является создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации страны. Для развития Севморпути будут учитываться международное использование и возможность обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке.

В 2020-2021 годах были утверждены Основы государственной политики, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Был утвержден план по их реализации. Принята государственная программа социально-экономического развития арктической зоны и создана практически самая большая преференциальная территория в Арктике.

Северный морской путь - кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения - около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.