Читать книги о том, как человек выделился из царства животных и стал господствовать на Земле, крайне интересно.
Книга Sapiens Юваля Харари, историка, докторанта Оксфорда не просто интересна. Она совершила переворот. Огромное количество читателей вдохновлены его историями о том, как мы стали тем кем стали.
Билл Гейтс пишет, что взял бы ее среди 10 книг на необитаемый остров.
В основе подхода автора лежит тезис о когнитивной революции, которая случилась, когда человек покинул Африку и где-то 70 000 дет назад с гаком решился осваивать Ближний Восток, чему способствовала когнитивная революция - мощная мыслительная мутация. Книгу приобрели c 2015 года, когда она была издана, более 20 миллионов человек. Восторженные отзывы появились во всех мало-мальски значимых изданиях, которые пишут о литературных событиях.
Десятью годами ранее в 2005 году Уильям Джеймс Барроуз, научный советник по климату британского и американского правительств, выпустил книгу "Изменение климата в человеческой предыстории".
Как климатолог он тщательно описал как менялся климат в то время, когда человек уже существовал, а письменная история человека еще нет. Очевидно, что предмет его изысканий пересекался с предметом интереса Харари. Книга была издана Кембридским университетом. Это огромный массив климатологических, геологических, археологических и исторических данных.
Меня особо заинтересовало то место в книге Барроуза, где он описывает, что в то время, когда происходила по мнению Харари когнитивная революция, человечество находилось на грани исчезновения. Взорвался супервулкан Таба в Индонезии. Стало холодно и голодно. Популяция людей стала стремительно сокращаться, достигнув критической отметки в 5000 особей. Наши краснокнижные предки были заперты в Восточной Африке, так как весь Ближний Восток представлял собой абсолютно безжизненную каменистую пустыню. Но так как уровень моря был на 100 метров ниже чем сейчас, то можно было выбраться из Африки по суху в направлении Индии и дальше гораздо южнее нынешней береговой линии Азии. Туда собственно многие и отправились. А оставшиеся ждали еще несколько тысяч лет, пока климат изменится в лучшую сторону. Так что когнитивная революция в описанное Харари время была невозможна.
Хотя книга Харари суперинтересна с точки зрения подогревания интереса к теме (к тому же у автора есть пара люборытных идей), но куда более сухо написанные сугубо научные книги порой более грандиозны. Жаль что их мало читают. Среди прочих интересных наблюдений Барроуза есть, например, такое. Первобытные люди стали делать наскальные рисунки не где попало и не абы как. Они четко отмечали пути миграции животных, на которых охотились, точно отображали виды этих животных и отмечали узкие горловины на путях сезонных миграций, где можно устраивать засады. К тому же отображалась и техника охоты. Разумеется, в сотнях книг про примитивное наскальное искусство упор делается на искусстве и полете фантазии древних. Куда уж Барроузу с его 3000 экземпляров тягаться с валом книг и брошюр.
И все же насколько исследование фактов увлекательнее фантазий!