Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: Извержение MAGMA продолжается... "Üdü Ẁüdü,, (1976)

MAGMA "Üdü Ẁüdü" (1976)

Songs/Tracks Listing: 1. Üdü Ẁüdü (4:10); 2. Weidorje (4:30); 3. Troller Tanz (Ghost Dance) (3:40); 4. Soleil D'Ork (Ork's Sun) (3:50); 5. Zombies (Ghost Dance) (4:10); 6. De Futura (18:00)
Total time 38:20

Line-up/Musicians: Klaus Blasquiz - lead & backing vocals
Janik Top - bass, horns arrangements (1), cello (3,5,6), synthesizer (4,6), keyboards (6), percussion (4), backing vocals
Patrick Gauthier - piano (2), synth (2,7)
Bernard Paganotti - bass & percussion & backing vocals (2)
Christian Vander - drums, percussion, keyboards (1,3,5), synth (3,5), piano (7), lead & backing vocals
Stella Vander - backing vocals (1,7)

With:
Lisa "Deluxe" Bois - backing vocals (1)
Lucille Cullaz - backing vocals (1)
Catherine Szpira - backing vocals (1)
Michel Graillier - piano (1)
Pierre Dutour - trumpet (1)
Alain Hatot - saxophone (1), flute (4)

Ну, что же, дорогие островитяне, уважаемые франкомас...эээ, пардоньте, франкопроггеры и глубокоуважатые магмаманы, вот и подоспела свежая серия из серии знаменитого на весь Остров Прога исследователя Вадима "Франка" Соседко, который продолжает исследовать магматические отложения, крепко связавшие почву нашего Острова...ОСТРОВА ПРОГА! Кто проспал первую серию, прошу ознакомиться.

Александр Ковтун (Prog Island, СПб, август 2022)

Алейрофобия (от греч. apeiros — бесконечный, беспредельный, безграничный) — навязчивый страх представления бесконечности.
Ничто на Земле не вечно. Это мировосприятие заложено в самой природе существования всего земного: безостановочный бег времени, сменяющий дни, года, века, невольно утверждает конечность и жизни на самой планете. И как же эта скоротечность нашего существования не укладывается в понятие вечности и бескрайности космических просторов. Да, наука до сих пор лишь пытается дать ответы, но, увы, скорее всего, мы так и не узнаем во времени, нам отведенном. Но страсть к познанию неизведанного так же неистребима и постоянна. Потому и фантазии людские населяют бескрайнее звездное пространство своим представлением о идеальной сущности бытия, лишенного наших недостатков. Кристиан Вандер, придумавший свою планету Кобайя с их языком и сверхзнаниями, способными показать человечеству путь к Универсуму, воплотил и в музыке бескрайность черно-звездного пространства. Стиль Zeuhl очень точно отразил внутреннюю дисгармонию эмоционального неприятия человеком страшащей его беспредельности. Но в этой рецензии я не буду повторять основные характерные музыкально-стилевые черты, не буду характеризовать ранние работы MAGMA,а лишь остановлюсь на, пожалуй, самом разнообразном и интересном студийном альбоме группы ,, Üdü Ẁüdu»",выпущенного 10 сентября 1976 года первоначально с предварительной обложкой, так как оформление Клауса Бласкиза не было закончено вовремя.


ШЕСТОЙ АЛЬБОМ: ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ.

MAGMA, пройдя за 7 неполных лет путь от становления и исканий до самоутверждения и признания как лидера французской прог-сцены, к 1976 году уже имела приличный «послужной» список альбомов: это 4 студийных, замечательный концертник 1975 года и музыка к фильму « Тристан и Изольда» Кристиана Вандера, первоначально выпущенная как его сольная работа, но позже включенная в общую дискографию, так как стилистически она продолжала записанное группой ранее, да и в записи ее принимали участие музыканты группы .Если два предыдущих альбома утвердили жестко-напористый стиль, неизменно бьющий в одну цель, то теперь пришла пора расширить диапазон стилевого разнообразия. Основной лидер и композитор К. Вандер в этой работе решил дать высказаться и другим музыкантам. Конечно, и на предыдущем альбоме была пьеса Janik Top, блестящего бас-гитариста и композитора с аналогичным видением Zeuhl. Но здесь ему явно отдана лидирующая роль как композитору. Также необходимо отметить авторский тандем Bernard Paganotti и Klaus Blasquiz,написавших изумительную по своей напряженной образности «Weidorje».Забегая вперед , напомню, что они уже в последующем году покинут состав MAGMA и образуют собственную группу, взявшую название этой пьесы. Weidorje выпустит лишь один альбом, но ставший сразу же классикой стиля. А теперь, когда все вступительные слова сказаны, когда тишина чтения уже начинает надоедать, остается самое главное: ради чего, собственно, и написано это многословие-это включить аппаратуру, надеть наушники, сделать погромче, прибавить низкие на всю катушку, чтоб даже диафрагма отзывалась и, откинувшись в кресле, отправиться в далекий и маняще-неизведанный мир звуков по имени MAGMA.

ШЕСТЬ ЦВЕТОВ НЕБЕСНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПАЛИТРЫ.
1.» Üdü Ẁüdü». Бодро-разухабистое начало альбома вполне даже может шокировать фанатов группы, убежденных лишь в превалировании минорного настроения. Да, кобайская песня, имеющая в основе бодрый темп, ритм латино, звонкую медь духовых и общий фанковый характер может ввести в заблуждение лишь новичка, впервые услышавшего доселе ему незнакомую MAGMA, но меломан со стажем лишь расслабится, отдавшись позитивным волнам незатейливой мелодии, и будет предвкушать основное действо. Оно не заставит себя долго ждать.
2. «Weidorje». Классическая Zeuhl песня, написанная тандемом Bernard Paganotti и Klaus Blasquiz,, вводит в настороженно-суровый образный мир, основанный на монотемности, конктрапунктной вариационности и превалирующем басу ( о нем будет особо, но не сейчас).
3. «Tröller Tanz (Troll's Dance)».Кристиан Вандер приглашает всех на танцплощадку темной и жутко безобразной черной дыры, всасывающей в себя все консонансы, вежливые реверансы, изысканные гармонии, и светлые тембральные краски. Остинатный монотонный бас на котором зиждется элементарная до примитивности попевка, вышибает напрочь в памяти все красивые мелодии, что были сочинены до этого. Лишь монотонная неизбежность убеждает в грядущей победе темноты над пока еще светящейся радугой.
4. «Soleil d'Ork (Ork's Sun)». Медитативно-отрешенный гимн солнцу орков. Фольклорная основа слышится не только в затактовой теме, не привязанной к четкому джаз-роковому ритму, но и в отсутствии какого-либо развития. Туманная звуковая картина так и просится на полотно художника под названием «Пред солнцем все коленопреклоненные» .Автор пьесы Janik Top здесь показал свое мастерство не только в образно-композиторском мышлении, но и в искусной аранжировке. Пьесу можно считать контрастным пятном в общей палитре образов альбома. Не случайно впоследствии Janik Top так и назовет свой первый альбом, но это будет лишь в 2001 году.
5. «Zombies (Ghost Dance)». Двоякое название «Зомби (Танец призраков)» дает вольность в трактовке этой пьесы, а она интересна и предваряет кульминацию альбома. Не случайно Кристиан Вандер ей и завершает первую сторону. Четырехдольный размер пронизан синкопами, мелодическая линия смещается в постоянные затакты, подчеркивая этим непредсказуемость. С учетом развития динамической линии, приводящей к кульминации, пожалуй, это наиболее разнообразный номер из всех, на первой стороне записанных.
6. «De Futura». Из будущего ( с исп.) и никак не меньше пришла к нам эта вершина Zeuhl, но не спешите, не торопитесь быстрее ею насладиться. Сначала лучше посидеть немного в тишине, вглядываясь в удивительную обложку , вспомнить виденные ранее апокалипсические фильмы, прочитанную фантастику и неутешительные прогнозы ученых. Пьеса « De Futura»,на мой взгляд, является не только одной из лучших в данной стилистике, но и талантливой, а это, согласитесь, довольно редко. Janik Top написал ее годом ранее, и тогда же она и была впервые исполнена. 17 октября 1975 года на концерте в Нанси он собрал ансамбль из 17 музыкантов, оставив себе партию бас гитары. Позже, в 2001 году, он выпустит альбом «Nancy», куда войдет лишь эта пьеса, записанная и накануне концерта на репетиции,и во время самого концерта. Также « De Futura» будет еще раз перезаписана для его первого сольного альбома «Soleil d'Ork». Тем, кто любит находить нюансы, рекомендую сравнить все три записи: они разнятся не только составом исполнителей, но и темпом, фразировкой и динамикой. А теперь самое время ее включить и отдаться на волю мрачной футуристической картине. В основе пьесы лежит классическая форма рондо ( с ит..- круг), дающая автору бескрайние возможности для утверждения главной мысли. Бездушная, лишенная каких-либо человеческих эмоций, тема грозна, страшна и неумолима. С первого же ее проведения у слушателя не остается ни малейшего сомнения в характере финала, все эпизоды лишь отчасти ее оттеняют, а в большинстве своем являются ее же контрапунктами, не давая даже надежды на победу добра и разума. Рычащий, гудящий и всепоглощающий бас Janik Top проникает во все уголки подсознания, являясь главной образной силой чудовищных существ космической преисподней. Музыкант довлеет на слушателя не своей изысканностью и виртуозностью, что, впрочем, он умеет прекрасно, а напористостью и неприемлемостью ко всему, идущему в разрез его басовой кувалде. Постепенно ускоряющийся темп раскручивает маховик ужаса и страха до предельного восприятия, такого, когда сознание уже смиряется с грядущим финалом и само покорно наклоняет голову на плаху в ожидании неизбежного удара. Он, конечно, наступает. Звуковой апокалипсис стирает кодой все то светлое и яркое, что было до этого на альбоме: лишь пустота, чернота и бездушная вечность царствуют…
Обертона, затихнув в подсознании, оставят вам выбор: либо избавиться от этого альбома как можно скорее, забыть его как страшный сон, либо поставить в фонотеку и время от времени к нему возвращаться, дабы не только находить там неизведанные образные закоулки, но и не забывать о трагичности не только каждой жизни в отдельности, но и всей нашей планеты. Выбор каждый делает сам.

(с) Вадим Соседко, 2022