Найти тему
С Богом по жизни

ЛОЖНАЯ И ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ

Каким образом человек развивает свою духовность? Как живет духовный человек?

В своем желании стать ближе к Богу люди за века разработали много способов возрастания в духовности. Исследовав несколько таких попыток, мы с вами затем посмотрим, как изображается духовность в истинно авторитетном источнике — Слове Божьем.

ЛОЖНАЯ ДУХОВНОСТЬ

Монашество

Монах или монахиня, уходя от мира “по религиозному обету”, пытаются достичь духовности через уединение. В одиночестве монах-затворник думает найти надлежащую атмосферу для сосредоточенности и усиленного моления.

Однако уход от мира не является тем, чему учил и что практиковал самый духовный в мире человек. Иисус Христос учил Своих учеников, что, хотя они “не от мира” (Ин. 17:14), они “в мире” (Ин. 17:11). Он наставлял их сиять “как светила в мире” (Фил. 2:15). Он особо подчеркивал: “Вы свет мира” (Мф. 5:14). Иисус не изолировал Себя от мира в монастыре.

Отшельничество

Отшельник, живущий вдали от остальных людей, полагает, что может достигнуть более высокого духовного состояния жесткой самодисциплиной и самоотречением. Тот, Кто достиг наивысшего духовного состояния, не отстранял Себя от человеческого общения. Для Него самоотречение заключалось в общении с как можно большим количеством людей, которым Он “благотворил” (Деян. 10:38). Он не искал уединения; Он пришел “взыскать и спасти погибшее” (Лк. 19:10). Соломон писал: “Иные не хотят быть с другими людьми, они делают только то, что хотят, и возмущаются, когда им дают добрые советы” (Прит. 18:1; Современный Перевод).

Обет безбрачия

Иисус оставался холостым с определенной целью, однако Он не требовал, чтобы другие следовали Его примеру. Наоборот, Он одобрительно относился к институту семьи как установленному Его Отцом на небесах (Мф. 19:4, 5). Однажды Он проделал путь более чем в 30 километров, чтобы посетить свадьбу в Кане (Ин. 2:1-11).

Павел, один из богодухновенных апостолов Иисуса, учил, что запрещение вступать в брак является отступлением от веры (1 Тим. 4:1-3). Евр. 13:4 повелевает: “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно”. Следовательно, целибат не является библейским путем к духовности.

Чудесные дары

В самом начале в новозаветной церкви непосредственные дары Святого Духа передавались возложением рук апостолов (Деян. 8:18). Павел упоминает девять таких особых даров: мудрость, знание, веру, дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, говорение на языках (иностранные языки), истолкование языков (1 Кор. 12:8-10). Проявления этих даров естественным образом прекратились со смертью последнего человека, на которого апостолы возложили руки.

Дар пророчества прекратился в 96 г. н.э., когда Иоанн закончил написание последней пророческой книги (Откровение). Мы знаем это, поскольку около 57 г., когда Павел писал 1-е Коринфянам, каждый пророк мог пророчествовать только “отчасти” (13:9). “Когда же настанет совершенное [то есть целое, полное, а именно: написание 27 книг Нового Завета], — писал Павел, — тогда то, что отчасти, прекратится”.

При всей важности чудесных даров Святого Духа в церкви I века, сами по себе они не могли даровать духовности христианам. Если бы при наделении этими дарами христиане становились духовными, тогда те христиане, которые получили бы их, стали бы таковыми моментально.

Сегодня люди вполне искренне кричат, прыгают, катаются по полу и хохочут во время богослужений, полагая, что их внутренне побуждает к этому Святой Дух. Им неведомо, что чудесные дары прекратились со смертью последнего человека, на которого апостол возложил свои руки.

Даже если бы сегодня христианин мог говорить на языке, который он никогда не изучал, какое отношение подобное достижение имело бы к его духовности? Валаамова ослица заговорила на языке, которого она никогда не изучала (Чис. 22:28), однако в ней было не больше духовности, чем в говорящей кукле.

“Чудесное водительство Духа”

Когда человек восстает из вод крещения, его физическое “тело” превращается в “храм” Святого Духа, которого Бог помещает внутрь человека (Деян. 2:38; 5:32; 1 Кор. 6:18, 19). Только что рожденный христианин радуется тому, что принял в себя небесного Гостя (Гал. 4:6).

Присутствие Гостя становится драгоценным подтверждением того, что новокрещенный человек является теперь сыном Божьим. Он дается как гарантия того, что, если христианин останется верным, его ожидают небеса (Гал. 4:6; Еф. 1:13, 14). После этого он становится “водим” Духом (Рим. 8:14), но не Его внутренним обитанием. Обитающий в нас Гость молчалив и необщителен. Его нельзя почувствовать. Хозяин даже и не знал бы о присутствии в нем Духа, если бы не прочел об этом в Писании.

Водительство Духа с целью создания духовного человека не происходит изнутри христианина. Его водительство внешнее, через записанный Им “совет” (Пс. 72:24). Вдохновленное Им Слово является “светильником” ноге христианина и “светом” его стезе (Пс. 118:105).

Дух “советует”, что христианин должен “умерщвлять дела плотские” (Рим. 8:13), но Сам Дух не совершает умерщвления. Он также не совершает прямого водительства из Своей обители. Если бы это было так, христиане бы не согрешали и не совершали ошибок. На каждого христианина возложена ответственность “усмирять” и порабощать свое собственное тело, дабы его не “сняли” с дистанции (1 Кор. 9:27). Некоторые христиане в Коринфе хотя и носили в себе Духа, были “немощны и больны”, и немало умирало (1 Кор. 6:19, 20; 11:30).

Чтобы не быть “немощными и больными”, христиане в Коринфе и Эфесе могли “крепко утверждаться Духом Его во внутреннем человеке” (Еф. 3:16). Если бы они ожидали прямого вливания сил от Духа, посредством Его обитания в них, они бы остались немощными. С другой стороны, если бы они повиновались Словам Духа облечь себя во “всеоружие Божие”, они бы “крепко утверждались Духом Его во внутреннем человеке”.

К сожалению эфесские христиане не прислушались к увещеванию Духа облечься во всеоружие Божие. Печальным следствием этого стало то, что они оставили свою “первую любовь”. Иисус пригрозил, что, если они не раскаются, Он “сдвинет светильник [их] с места его” (Отк. 2:4, 5).

Когда христианин не поступает, как должно, он оскорбляет обитающего в нем Гостя, который желает остаться в нем до “дня искупления” (Еф. 1:14; 4:30). Если он не растет духовно и не производит плода Духа (Гал. 5:22, 23), Дух уйдет (Иуда 19). Но и тогда Дух стоит у “двери” сердца неудавшегося христианина, надеясь, что тот покается и откроет дверь, чтобы Дух мог снова войти в него. Если это произойдет, Дух обновит Свою обитель, говоря: “...буду вечерять с ним, и он со Мной” (Отк. 3:20).

Дух не прибегает к принуждению. Останется Дух внутри христианина до конца его жизни или нет, зависит от этого христианина. “Совет” Духа включает в себя повеление ко всем христианам: “Исполняйтесь Духом” (Еф. 5:18). Наш любящий Бог исполнил Свою часть работы по обеспечению спасения. Если христианин не сохраняет в себе небесного Гостя, тем самым он оскорбляет Его (Еф. 4:30).

Все христиане “семи церквей в Асии” (Отк. 1:4) приняли Духа во время крещения, но они не были водимы Им, пока не получили книгу Откровение. Когда до них дошла эта книга, они получили слова Духа, который сказал, как сильно Он будет укреплять их внутреннего человека: “Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия” (Отк. 2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22).

ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ

Каждый человек обладает невидимой, неосязаемой, неизмеримой бессмертной сущностью, называемой “духом” (Зах. 12:1; Лк. 23:46). Люди созданы по образу Божьему (Быт. 1:26, 27), который есть “дух” (Ин. 4:24), а “дух плоти и костей не имеет” (Лк. 24:39). Этот дух посылается с небес Отцом духов (Евр. 12:9) в утробу матери, когда зачинается ребенок. Эта реальная сущность, дух, заключена в тело на все время, пока человек живет на земле. Затем он “возвратится к Богу, Который дал его” (Еккл. 12:7).

Люди, живущие по плоти, исполняют желания, или “похоти плоти”. Сама по себе плоть, хотя и часто используемая в грехе (Гал. 5:19-21), не является греховной. Некоторые переводы оставляют впечатление, что сама по себе плоть греховна (“в подобии плоти греховной”; Рим. 8:3; Синодальный Перевод), но в греческом оригинале буквально значится: саркос хамартиас — “плоть греха”, то есть плоть, которая принадлежит греху и используется для греха.

Плоть не ведает морали. Если мы говорим, что плоть сама по себе греховна, мы противоречим Богу, который, сотворив плоть вместе со всем остальным, признал, что это “хорошо весьма” (Быт. 1:31). Более того, если плоть сама по себе греховна, мы обвиняем Иисуса “во дни плоти [Его]” (Евр. 5:7; см. Ин. 1:14).

Младенец рождается в мир “беззакония”, то есть мать ребенка — грешница (Пс. 50:7; Рим. 3:9, 23); однако сам младенец рождается без греха (см. Мф. 19:14). Только личные грехи человека разлучают его с Богом (Ис. 59:1, 2). Каждый должен принять свое собственное решение, будет он помышлять о “плотском” или о “духовном” (Рим. 8:5). Мы читаем: “...но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные” (Иак. 1:14-16).

Человек, помышляющий о духовном (Рим. 8:5), узнает, что он должен родиться заново от воды и духа (Ин. 3:5), чтобы стать “новым творением” (2 Кор. 5:17). Он понимает, что перерождается не его плотская природа, а только его дух (Ин. 3:6).

После того как его дух возрождается и обновляется (Мф. 19:28; Тит. 3:5), он готов “приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом” (1 Пет. 2:56). Сразу же после своего рождения свыше он с радостью изъявляет желание до конца своих дней представлять все свое тело и дух в “жертву живую... для... духовного служения” (Рим. 12:1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если человек помышляет о “плотском” (Рим. 8:5), как поступил Амнон (2 Цар. 13:1-17) и один из членов церкви в Коринфе (1 Кор. 5:1), тогда он не является духовным человеком. Если он помышляет о “духовном” (Рим. 8:5), как поступал Иосиф (Быт. 39:9) и человек из Эфиопии (Деян. 8:26-39), тогда он духовен.

Духовный человек отводит время для ежедневного чтения Библии (Пс. 1:1, 2; 118:97-105; Кол. 3:16) и для ежедневного моления (1 Фес. 5:17). Время от времени у него появляется необходимость отказаться от принятия пищи, чтобы подкрепить свою молитву постом (Мф. 9:15). Он находится в общении с другими христианами (Деян. 2:42), он щедро и радостно жертвует не только на церковь, но и на “всякое доброе дело” (2 Кор. 9:6, 7; Тит. 3:1).

Он любит воспевать хвалу своему великому Богу и когда он один (Иак. 5:13) и в собрании церкви (Еф. 5:19; Евр. 2:12). Он с восторгом рассказывает всякому слушающему, что сделал для него Иисус (Мк. 5:19). Он любит “возвещать совершенства” Того, Кто “призвал [его] из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2:9).

Каждый день Господень он укрепляет свою духовность, рассуждая об истекающем кровью теле Господа во время причастия кусочком хлеба и глотком от плода виноградной лозы (Деян. 20:7; 1 Кор. 11:29). Духовный человек любит размышлять — не о “земном”, а о “горнем, где Христос сидит одесную Бога” (Кол. 3:1).

Лицемерие | С Богом по жизни | Дзен