Здравствуйте, друзья.
Известный краевед Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский писал: «Единственное место, которого ни один москвич не миновал, - это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань.»
Самыми известными общественными банями Москвы считались Сандуновские бани (о них мы обязательно тоже расскажем). В конце XIX века крупный купец и фабрикант Герасим Хлудов решил построить бани, которые бы превосходили по красоте и пышности Сандуны. Для воплощения этих планов в жизнь Хлудов пригласил известного архитектора Семена Эйбушица, который в свою очередь привлек к проекту художника Альфреда Томашко и молодого помощника Льва Кекушева (тогда ещё не известного архитектора). Им была поставлена задача спроектировать банный комплекс «сказочным, а ещё пышным», по типу дворца. Строительство было успешно начато, но Герасим Хлудов, к сожалению, так и не увидел долгожданных бань. Впоследствии четыре дочери, наследницы Герасима Хлудова, продолжили строительство бань. Торжественное открытие бань состоялось в 1893 году.
В народе новые бани окрестили Хлудовскими или Китайскими (по названию исторического района Китай-город, в котором они располагались).
Для удобства посетителей, не веря народной поговорке, что «в бане все равны», Хлудовы выстроили два отдельных корпуса бань: дворянское и простонародное. На сегодняшний день восстановлены только интерьеры мужских бань дворянского корпуса.
Внешне здание мужских бань получилось достаточно непримечательным, но внутри начинались настоящие чудеса. Китайские бани поражали своих гостей шикарным убранством помещений, роскошной обстановкой и дорогой отделкой.
Двухуровневый вестибюль был богато отделан лепниной: венки, гирлянды, мальчики-путти, мужские маскароны (маски). И украшен фресками и витражами. Потолок вестибюля был тоже украшен причудливой лепниной с позолотой, а в центре сияло голубое небо в облаках кисти чешского художника Августа Томашки (он же делал росписи и других интерьеров бань). Аналогичными плафонами Кекушев и Томашко впоследствии украсили усадьбу Грачёвка и особняк И.А. Миндовского.
Посетителей поражало и великолепие парадной лестницы, созданной Кекушевым, которая напоминает в миниатюре лестницу в Парижской Опере французского архитектора Гарнье. Возможно, Кекушев действительно вдохновлялся его работами. Впоследствии «стиль Гарнье» использовался им и при проектировании усадьбы Грачевка.
Марши парадной лестницы плавно расширялись книзу, кованый узор перил завершался фигурами драконов с позолоченными крыльями, торшеры держали игривые путти.
Поднявшись по лестнице, посетители попадали на второй этаж вестибюля. Поскольку в наше посещение в исторических интерьерах Хлудовских бань был расположен ресторан «Stakan», то в вестибюле второго этажа установлена барная стойка. Во времена Хлудовых здесь тоже была стойка, где можно было оплатить банные услуги и другие процедуры, получить банные принадлежности.
А затем посетители проходили в большой банкетный зал (во время нашего посещения это был главный зал ресторана).
По эскизам Кекушева был сделан камин с милыми ангелочками-путти и двумя крылатыми львами. Появившись впервые в оформлении интерьеров Хлудовских бань, львы станут в дальнейшем визитной карточкой архитектора и будут появляться на многих зданиях, построенных по его проектам.
Из банкетного зала посетители могли попасть в курительную комнату (это кальянная ресторана).
Курительные комнаты в XIX – начале XX веков были во многих особняках, мужских клубах и даже в банях. В Хлудовских банях курительная комната была оформлена в стиле восточного дворца.
Здесь можно увидеть росписи, лепнину, большой светильник-фонарь, даже вентиляционные решетки, которые были в оформлении Хлудовских бань изначально. По периметру зал украшали восточные орнаменты и арабская вязь.
И вот, наконец, жемчужина бань - купольный зал с бассейном.
Зал был выполнен в виде ротонды и оформлен в тематиках водной стихии и античности по примеру древнеримских бань. В четырех нишах были расположены скульптуры античных богов и богинь. А между колоннами были размещены майоликовые панно с играющими на музыкальных инструментах мальчики-путти.
Этот зал с бассейном, как нам рассказывали, имел скорее декоративное значение. По большей части зал, скорее всего, предназначался для отдыха и общения, чем для купания.
Для обслуживающего персонала в банях были отдельные коридоры и помещения для хранения инвентаря.
На первом этаже располагались банные помещения: еще один бассейн и парилки. Бассейны Хлудовских бань по тем временам были уникальными, они были первыми крытыми плавательными бассейнами в Москве.
В целом бани были оборудованы по последнему слову техники: лифт, механическая прачечная, очистные подземные сооружения, паровая машина для колки дров и другие технические новшества.
Хлудовские бани стали по сути первым многофункциональным комплексом, где можно было разнообразно отдохнуть и вкусно пообедать, посетить врача или просто пообщаться. При банях были банкетный зал, гостиничные номера, кабинет врача, массажный кабинет, парикмахерская, детская комната и парфюмерный и продуктовый магазины.
Говорят, что Сандуновские и Хлудовские бани не стали конкурентами, они были ориентированы на разных клиентов. Если в Сандунах мылись купцы попроще, то в Хлудовских банях парились князья, богатые промышленники, банкиры и даже генерал-губернатор с семьей. Среди посетителей Хлудовских бань были Лев Толстой и Антон Чехов.
В советское время бани стали называться «Центральными». Сейчас в этих зданиях уже нет бань, они были закрыты в 1993 году. После пожара и восстановительных работ появился клуб и ресторан (в данный момент тоже закрыт). Лишь немногие сейчас догадываются, какая красота скрывается за непримечательными стенами бывших Хлудовских бань. Но мы очень надеемся, что новые владельцы снова откроют двери для нас в этот, без сомнения, шедевр архитектуры.
Несколько интересных легенд:
- По одной из легенд, в день открытия Хлудовских бань в 1893 году одна пожилая цыганка напророчила главному архитектору Эйбушицу, что бани проработают ровно век. Архитектор не очень хорошо понимал русский язык и попросил коллегу Владимира Чагина пояснить, что женщина имела в виду. Чагин не стал расстраивать друга и обманул того, сказав, что «век» значит «вечный». Однако предсказание сбылось: в 1993 году Хлудовские (Центральные) бани как банный комплекс действительно прекратили свое существование.
- По другой легенде, незадолго до революции 1917 года одна из дочерей Герасима Хлудова решила забрать из банка золото и серебро и спрятать их до лучших времён в надёжном месте. Были отлиты три золотых и сорок серебряных тазов, которые, по одной из версий, были замурованы в стены бань. В 1918 году сотрудники Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией заинтересовались этими ценностями: они метр за метром простучали все стены этих бань, в нескольких местах вскрывали полы, но так ничего и не нашли. Пока эти сокровища так и не найдены.
Апрель, 2012
Спасибо за внимание!
Другие интересные статьи можно найти на нашем канале.