Найти тему

С. Панченко "Время детей. (Отрывки из книги Ч-3)"

 

Явление Пайдейи (древние века 2).

 

Школа Древней Греции.

 

В Древней Греции школу не изобретали. В Древней Греции школу усовершенствовали. Это только кажется, что так просто, выбрать самое лучшее из того, что уже было в Древнем Египте и добавив своё, сотворить невероятное. Но они сумели. В Древней Греции поняли, что учить необходимо всех. Я до сих пор не понимаю, отчего мы не стали подражать древним грекам и стали придумывать, как бы понравиться тем, кто даже скопировать копию не смог. Имею в виду средневековую Европу, которая умудрилась угробить в образовании всё то, что досталось ей в наследство от Древнего Рима. Но об этом в следующий раз.

-2

Учить всех! Это было истинным прорывом в образовании человечества. Возможно, именно тогда появились первые ростки того, что мы нынче с гордостью величаем "индивидуальные траектории развития"!

Их было много, кто ступил на путь познания, но не все готовы были пройти его до конца. Конечно, имущественное положение играло огромную роль. Но сама возможность достичь вершин, не имея ни гроша за душой - стала  социальным прорывом.

-3

Даже если то, что Пифагор был сыном камнереза, всего лишь легенда, причём с точки зрения сегодняшних трактователей  древности, не совсем удачная. Сам факт того, что Диоген Лаэртский предполагает такую возможность, уже имеет невероятное значение. Тем более, когда это подтверждает выходец из Лидии, писатель, а больше географ, Павсаний, трудами которого руководствовался знаменитый Шлиман при открытии царских гробниц в Микенах.

-4

Вы спросите, с какой стати я так захожусь от этих фактов. Отвечу. Древние греки воплотили в жизнь то, к чему шли тысячелетия древние египтяне. Древние греки сделали образование не просто доступным, они практически ввели принцип обязательности образования, для свободного гражданина, освобождая этот социальный институт от привилегированности и делая его  обязанностью.

-5

Древнегреческая цивилизация стала таковой, какую мы её знаем, благодаря, в том числе и образовательной революции, да простят меня специалисты.

-6

Академии, лицеи, гимназии-из Древней Греции!

Учёба с 7 лет, начальная школа вообще и три года начальной школы-из Древней Греции!

-7

Три уровня обучения, профессиональные училища, авторские школы - всё оттуда!

А ещё образование девочек! Это колоссальный прорыв!

Я не буду рассматривать различие между системой образования Спарты и Афин, а также этапы становления этой системы. Это всё очень интересно. Но "время детей", его отсчёт можно начинать, как мне кажется, именно с Древней Греции.

-8

Пайдейя!

Уже только одно введение этого понятия, ставит древнегреческую культуру на высоту, которую даже в настоящее время не взяли, если можно так выразиться, некоторые народы!

Пайдейя - как учение о модели воспитания, вводит своим появлением понятие ребёнок и детство как таковое. Так что можно смело считать 5-ый век до нашей эры, временем рождения детства! Вот уже, по сути, 26 веков мы пытаемся понять, как же воспитывать детей! Как далеко мы продвинулись? Можем ли с гордостью называться глобальной цивилизацией, если принцип "Не навреди!" в Древней Греции был принят за основу, а нами, отодвинут в сторону, за ненадобностью! Хлопотно это стало, накладно, не вписывается  в  экономическую целесообразность современного мира! А Древней Греции было не накладно! Они все наращивали и наращивали образовательный прорыв, словно не могли насладиться бесконечностью перспектив, только им одним открывшейся! 

-9

Они впервые задумались о содержании образования, которое утрачивало египетскую сакральность и впервые в истории человечества декларировало общедоступность. Вы 

можете себе представить, 

что тогда, в те далёкие времена, задумывались о том, что, и как, и в каком возрасте 

рассказывать ребёнку, чтобы  воспитать

его настоящим гражданином! Что бы "не навредить" ему ни своими безответственными откровениями и беспричинными страхами! Чтобы заставить взрослых думать о нём! О ребёнке!

-10

Даже педагоги и вообще педагогика родились там, в то великое время богов и героев, которые словно  спустились с небес, чтобы поведать людям об их истинном предназначении. Сегодняшним родителям и воспитателям, отдавшим детей своих во власть "мировой паутины", ни во благе, ни во  вредоносности которой не сумевшим разобраться, трудно представить сколь важно было это для каждого, ради кого Пайдейя возникла, словно Афродита из чистейших Средиземноморских вод!

-11

Мы ещё не раз вернёмся к  этому времени, рассматривая проблемы времени настоящего. В надежде отыскать оставшиеся "мостики", по которым надобно ходить, чтобы "не навредить" тем, в чьих руках будущее!  

-12

Читай продолжение в следующих выпусках "Литературного гурмана"!