О Вере Мамонтовой, скорее всего, знают все по знаменитой картине Серова “Девочка с персиками”. Но тот факт, что маленькая девочка вдохновляла еще других признанных художников, известен лишь в кругу искусствоведов. Вера прожила недолгую и не очень счастливую жизнь: ей было отпущено всего 32 года, умерла из-за пневмонии буквально за 3 дня. Помимо этого, долго не могла добиться благословения отца, чтоб выйти замуж за своего возлюбленного, что тоже стало некой помехой к счастливой жизни и “отняло” годы. Но большие, грустные глаза девочки во веки остались в истории. Ее называли “абрамцевской богиней”, “ангелом” и т.д..
Теперь перейдем непосредственно к портретам.
Серов “Девочка с персиками”
Серов рассказывает, что, однажды, летом Вера, после уличных игр вбежала в комнату и схватила персик. Детская непринужденность и легкость впечатлили художника, после чего он предложил маленькой девочке позировать. Ей тогда было 12, художнику - 22. Бедной Вере было тяжело работать натурщицей. Все знают, что Серов как художник любил работать долго и кропотливо, а это было несовместимо с детской неусидчивостью девочки. Художник над картиной работал 3 месяца, но результат оправдал все ожидания. Несмотря на то, что Серов над портретом работал довольно долго, она, все-таки, сохранила ту легкость и непосредственность, к чему так стремился художник. Румянец, растрепанные волосы создают впечатление, как будто девушка только что уселась за стол и через несколько секунд опять вскочит с места, чтоб продолжить игру с друзьями.
Васнецов «Девушка с кленовой веткой»
Васнецов, в отличие от Серова, в Вере видел не просто проявление беззаботного детского духа, а, в целом, русскую красоту. Поскольку внимание Васнецова, в тематическом плане, было направлено к русской старине, в Вере художник находит прекрасную модель для своих национальных героинь. Основные работы - ”Девушка с кленовой веткой“ и “Боярышня”. Художник говорил, что Вера есть истинный образец русской женщины, с несравненной красотой и обаянием.
Кстати, в известной картине “Аленушка” тоже намечаются черты Веры, о чем писал сам художник (“Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку“. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь Божий мир...").
Врубель “Тамара в гробу”
Скорее всего, самая нетипичная картина для демонстрации красоты молодой девушки. Но именно с врубелевской картиной связывают печальную участь героини. Но картина была создана уже после смерти Веры. И многие вспоминали про работу Врубеля, интерпретируя ее как плохую примету.
P.S Врубелевская керамическая скульптура “Египтянка” тоже связана с Верой Мамонтовой. Можно сказать, она везде своей жизнерадостностью и веселым нравом вносила легкость и воодушевляла творческих личностей.
Несмотря на оригинальность всех картин, везде она выделяется своими глубокими черными глазами (далеко не с детским выражением) в которые каждый художник вкладывал определенную мысль и чувство согласно своей жизненной философии. У Серова это стремление запечатлеть все "отрадное", радостное, у Васнецова - эстетический "портрет" России, а у Врубеля (как всегда отличающегося от всех) это особый период, когда работал над акварельной серией "Демона".