В статье эксперт журнала «Госзакупки.ру» подготовил пять опасных нарушений заказчиков при составлении извещения о проведении закупки в части порядка оценки заявок в конкурсе. На примерах из практики узнаете, какие критерии заказчики устанавливают ошибочно и получают за это штраф.
У заказчика, который проводит электронный конкурс, есть возможность оценить заявки не только по цене, но и по характеристикам товаров, работ, услуг и квалификации участника. Преимущество конкурса в том, что заказчик выбирает победителя по лучшим условиям исполнения контракта.
С выходом оптимизационного закона и постановления Правительства от 31.12.2021 № 2604 порядок оценки заявок и права заказчиков по определению критериев и показателей оценки изменились. Перечень требований к показателю оценки заявки — исчерпывающий, поэтому при формировании извещения заказчик не вправе изменять требования к порядку оценки. Однако заказчики допускают ошибки, когда расширяют требования к составу документов или когда необоснованно ограничивают перечень документов, которые подтверждают соответствие участников критериям.
Антимонопольная служба не вправе рассматривать жалобы на результаты оценки заявок по критериям качества и квалификации (ч. 6 ст. 106 Закона № 44-ФЗ). Однако контрольный орган проводит внеплановую проверку порядка оценки заявки. Далее читайте, какие нарушения допускают заказчики.
Опасность 1. Использовать недопустимый показатель оценки
Заказчики допускают нарушения в конкурсах на проведение отдельных видов строительных работ, которые перечислены в пунктах 31 и 32 постановления № 2604. Для оценки таких заявок по критерию «квалификация» заказчик обязательно должен применить показатель «Наличие у участников закупки опыта, связанного с предметом контракта». Контрольный орган оштрафует заказчиков, которые игнорируют это правило и проводят оценку, например, по наличию у участников закупки квалифицированных специалистов. Штраф рассчитывается в размере 1 процента НМЦК от 5 тыс. до 30 тыс. руб. по части 4 статьи 7.30 КоАП (решение Московского УФАС от 29.04.2022 по делу № 077/06/106-6542/2022).
Опасность 2. Необоснованно ограничивать контракты по предмету
Заказчик ограничил перечень и атрибуты документов, которые рассматривал в рамках критерия. Так, при закупке благоустройства общественной территории заказчик ограничил перечень документов, которые подтверждали опыт работы, контрактами по Закону № 223-ФЗ. Согласно пункту 28 постановления № 2604 к оценке принимаются и исполненные участником закупки с учетом правопреемства гражданско-правовые договоры. Заказчика наказали административным штрафом по части 1.4 статьи 7.30 КоАП на 15 тыс. руб. (решение Свердловского УФАС от 27.04.2022 по жалобе № 066/06/106-1464/2022).
Ограничение перечня подтверждающих документов можно встретить в конкурсах на ремонт автомобильных дорог. Так, заказчик принимал к оценке исключительно исполненные договоры по ремонту автомобильной дороги, исключив содержание, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию (решение Алтайского республиканского УФАС от 22.04.2022 № 23). В другом деле заказчик установил требование о наличии опыта исполнения контрактов только по ремонту, содержанию, капитальному ремонту без указания «автомобильных дорог». При этом из предмета оценки заказчик исключил опыт участника по строительству, реконструкции автомобильных дорог. За это нарушение заказчик получил административный штраф по части 4.2 статьи 7.30 КоАП в размере 3 тыс. руб. (решение Ростовского УФАС от 18.04.2022 по жалобам № 061/06/42-491/2022, 061/06/42-506/2022).
Опасность 3. Указывать недопустимое требование к общей сумме контрактов
Заказчики необоснованно расширяют характеристики показателей при оценке квалификации. Например, споры ведутся относительно оценки по показателю опыта «Общая цена исполненных участником закупки договоров».
Контрольный орган указывает, что при использовании показателя «Общая стоимость исполненных контрактов» для оценки квалификации участников заказчик не вправе устанавливать, что к оценке принимаются контракты стоимостью не менее 10 процентов от НМЦК (письмо ФАС от 08.12.2021 № МШ/105064/21). Несмотря на позицию контрольного органа, заказчики продолжают устанавливать планку стоимости каждого из исполненных контрактов не менее определенного процента от НМЦК. Территориальные контрольные органы оценивают такие действия заказчиков неоднозначно.
В одном из решений контрольный орган пришел к выводу, что указанное требование порядка оценки не предусмотрено статьей 32 Закона № 44-ФЗ и является избыточным, поскольку постановление № 2604 содержит только требование к сопоставимому характеру исполненного контракта, но не к сопоставимому объему (решение Иркутского УФАС от 20.04.2022 № 038/357/22).
В другом — контрольные органы делают вывод о том, что при проведении закупок работ, введение заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию «Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта» согласуется с постановлением Правительства от 29.12.2021 № 2571 и не может ограничивать конкуренцию, так как не является требованием к участнику закупки. При этом ссылка на письмо ФАС от 08.12.2021 № МШ/105064/21, которое разъясняет недействующее законодательство, признается неприменимой (решение Калмыцкого УФАС от 21.03.2022 № 008/06/54.3-51/2022).
Опасность 4. Указывать недопустимое требование к срокам исполнения контрактов
Заказчики устанавливают лишнее условие порядка оценки по критерию квалификации — требование к сроку заключения и исполнения контрактов, которые принимаются к рассмотрению для оценки опыта работ. Постановление № 2604 не содержит условий, которые позволяют ограничивать сроки заключения договоров. Исключение — условие о том, что последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за пять лет до даты окончания срока подачи заявок (подп. «г» п. 28 постановления Правительства № 2604).
Участник закупки для получения баллов по критерию «Наличие у участников закупки опыта, связанного с предметом контракта» вправе представить любой контракт. Заказчика, который нарушит данное право участника закупки, привлекут к ответственности в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП и оштрафуют на 15 тыс. руб. (решение Хабаровского УФАС от 15.04.2022 № 7-1/59 по делу № 027/06/49-518/2022).
Опасность 5. Указывать недопустимые требования к предмету контрактов
Контрольные органы признают излишними требования к сопоставимым предметам контрактов, которые принимают к оценке. Заказчик допустил нарушения при проведении конкурса по оформлению территории к праздничным мероприятиям в 2022–2023 гг. Заказчик установил, что для оценки заявок принимаются только договоры, предметом которых является оформление объектов световыми конструкциями со следующими услугами: поставка и изготовление оборудования, эксплуатация, предоставление в пользование, монтаж и демонтаж оборудования, без учета услуг по благоустройству территории.
По мнению контрольного органа, такой порядок оценки не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта, поскольку условия не допускают оценку участников закупки, у которых есть опыт выполнения работ по благоустройству территорий, которое включает элементы их праздничного оформления. Такой порядок оценки создал дополнительное, необоснованное преимущество для участников закупки, которые осуществляют только изготовление, поставку и монтаж оборудования. Контрольный орган передал материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса об административном правонарушении (решение Санкт-Петербургского УФАС от 15.04.2022 по делу № 11-67/22).
#фасроссии #госзаказ #госконтракт #44-фз #штрафызанарушениявзакупках