Найти тему
Content Review

Про мифологию и маркетинг

Юные пиарщицы очень любят пересказывать успешные кейсы. Вот и сейчас столкнулся с забавным рассказом о том, как Tinder стал великим. Оказывается, была использована схема с вечеринками, вход на которые был доступен только тем, кто установит приложение. Ну а потом якобы те, кто установил ради посещения вечеринки, начали этим предложением пользоваться, и все заверьте. Разумеется, мифология приправлена баснями о том, как в правильных кофейнях агенты влияния громко обсуждали Tinder, привлекая тем самым к нему внимание.

Мифология – неизбежный спутник созревшего сервиса. Про Facebook целый фильм сняли, хотя история Марка Цукерберга как-то странно перекликается с историей успеха Павла Дурова и его ВК. Скопировать ее получилось бы едва ли, когда Паша кодил свой ВК, миф о Марке и его FB еще не сформировался окончательно. А так почитаешь «Код Дурова», посмотришь «Социальную сеть» Финчера, а они по большому счету про одно и то же. Как же так, неужели кто-то привирает?

Чего скрывать, все мы любим читать истории успеха. Особенно обернутые в неплохую беллетристику, которой славится VC. Но к сожалению за каждой историей успеха стоит вовсе не миф о вечеринках, вирусном посеве в кампусе или божьей искре, осенившей создателя сервиса. За всем этим стоит серьезный труд, пот и кровь сотрудников, которых стартапы высасывают досуха. Можно сколько угодно говорить о том, что вот та-та компания достигла успеха благодаря уникальному подходу в маркетинге и PR, но увы, начинаешь тыкать ее палкой и ковырять совочком, как выясняется интересное. Ну или как минимум неудобная правда типа той, что знаменитый «продавец обуви», создавший Nike, не разорился и не утащил на дно многочисленных кредиторов разве что чудом. Но кому интересно читать книги и изучать вопрос. Куда прикольнее рассказывать друг другу сказки о прорывном PR и креативном подходе к маркетингу.

Вот на прошлой неделе стал знаменит мальчик из Нижнего Новгорода. Он спокойно клеил корявую и некрасивую бумажную модель города, но скучающие маркетологи раскопали его в сети и начали соревноваться в креативности. Нет больше мальчика, нет больше бумажной поделки, есть десятки креативных сообщений о том, как в бумажном городе открыли представительства банки, социальные сети, да кого там только нет. Прикольно лишь то, что по этим представительствам можно прям перепись кровопийц на теле PR и маркетинга проводить.

Ретроспективный анализ – это явно не про наш PR и маркетинг. Вот помните, как Альфа-Банк заливал Моргенштерна кэшем? Было бы здорово увидеть реальные цифры, год-то вроде прошел. Про «активации» мы помним, а что с клиентами, сколько из них осталось, сколько принесли в банк денег, принесли ли вообще хотя бы рубль? Зато у маркетологов появилась новая байка про сверхуспешный кейс. Который на самом деле сводится к «мы сожгли тонну бабла, классно покуражились».

В завершении – небольшой ретроспективный кейс. Все прекрасно помнят, что свою первую базу подписчиков Netflix набирал через try&buy – купоны с бесплатным периодом вкладывались почти во всю продаваемую в США DVD-технику (кассеты Netflix не использовал). Именно такой же тактики, видимо, с подачи штатных маркетологов, придерживались наши интернет-кинотеатры. Только вот купоны эти чуть было не уничтожили Netflix, потому что оказалось, что потребителям очень нравится try, а вот до buy доходят единицы. В результате компания только теряла деньги, а платные подписчики прирастали слишком медленно. Ничего не напоминает?

– Ребе, у меня дохнут куры. Что делать?

– Кидай им зерно в круг, предварительно его начертив.

Еврей начертил круг, стал кидать в него зерно, но куры все равно дохли. Тогда он опять пришел к ребе:

– Что делать?

– Нарисуй квадрат и бросай зерно в квадрат.

Еврей нарисовал квадрат, стал бросать в него зерно, но куры все равно дохли.

– Что делать, ребе?

– Нарисуй треугольник и бросай зерно в треугольник.

Еврей нарисовал треугольник и стал бросать туда зерно. Куры сдохли все.

– Ребе, все куры сдохли.

– Жалко, у меня было еще столько идей…

Каждый ваш лайк и подписка помогают нам увеличить аудиторию и создавать еще больше достоверного и интересного контента.