У кого из героев Достоевского шизофрения? Кто из «Мëртвых душ» обязательно должен обратиться к психиатру? Психоанализ персонажей Достоевского, Грибоедова, Гоголя: нельзя не согласиться, что интересно взглянуть на знакомых персонажей под иным углом!
4. Настасья Филипповна Барашкова, «Идиот».
«Биполярочка» давно стала темой шуток, и всë же это серьëзная болезнь с определëнными симптомами. Практически все они наблюдаются у Настасьи Филипповны, которая одну неделю с уверенностью заявляет: «Я, пойду за тебя, Парфен Семенович, и не потому, что боюсь тебя, а все равно погибать-то. Где ведь и лучше-то?», а после сбегает к Мышкину, причëм данные метания продолжаются несколько раз. Это происходит из-за маниакально-депрессивного психоза, «расколотости» внутреннего мира сродни той, которую имеет другой персонаж Достоевского с говорящей фамилией – Раскольников. В поведении Настасьи Филипповны явно прослеживаются противоположные фазы: она может быть великодушной и доброй, либо насмешливой и жестокой. Кроме того, ей свойственно беспокойство без объективных причин, конфликтность и раздражительность, болезненный эгоцентризм, постоянное внутреннее напряжение, повышенное либидо и переменчивое состояние эйфории, сопровождающееся ощущением прилива сил. Недаром вокруг героини концентрируется столько скандалов.
3. Александр Андреевич Чацкий, «Горе от ума».
Чацкий несомненно страдает невротическим расстройством личности, что полностью объясняет его очевидно неадекватное поведение: как иначе можно назвать приверженность к не имеющим влияния на слушателей монологам? Как у всех невротиков, процесс адаптации к окружающей действительности проходит у него тяжело и проблематично, а также герой страдает из-за низкой самооценки и испытывает дискомфорт при общении с людьми: именно поэтому он так часто прибегает к защитной реакции – нападению и обличает фамусовское общество, в чëм проявляется не столько вольнодумство, сколько комплекс неполноценности из-за сиротства и невозможности реализоваться ни в отношениях с женщинами, ни в карьере. Вследствие этого Чацкий также неправильно интерпретирует наблюдаемые им процессы и не считается с приличиями, считая приемлемым вклиниться в разговор или оскорблять знакомых, которых не видел три года. Герою Грибоедова свойственна и постоянная тревога, отличающая невротиков: он берëт во внимание все происходящие события вплоть до «французика из Бордо», постоянно копается в себе и отвлекается на мелочи. Из-за этого ему «не дались чины, по службе неуспех»: герой не может взяться за действительно важное дело, и он обречëн только говорить и метать бисер перед свиньями.
2. Николай Всеволодович Ставрогин, «Бесы».
Шизофрения – болезнь, которая может характеризоваться не только перманентными, но и просто рецидивирующими эпизодами. Поэтому данный диагноз применим к Николаю Всеволодовичу Ставрогину, «принцу Гарри русской литературы». Сходится и другое обстоятельство: симптомы зачастую проявляются в молодом возрасте, причëм постепенно. Многие из них можно обнаружить у героя: во-первых, социальную замкнутость (несмотря на разнузданность хаотичных знакомств и связей восемнадцатилетнего возраста, в период действия «Бесов» Ставрогин явно нелюдим и избегает контактов и со своими старыми знакомыми, и с собственной матерью); во-вторых, сниженную эмоциональную экспрессию и апатию. Впрочем, наиболее важен другой признак, который бесспорно свидетельствует именно о шизофрении: дезорганизованное мышление. Так, в одном из эпизодов Ставрогин не может воспринять фразу «водить за нос» фигурально, как устойчивое выражение, имеющее значение, отличное от прямого лексического значения составляющих его слов. Герой понимает фразеологизм буквально, и вряд ли из шутки или баловства. Также в беседе с отцом Тихоном, которая предлагается в приложении к основному тексту романа, Ставрогин практически признаëтся в галлюцинациях. Так что с этой точки зрения самоубийство персонажа и его странное поведение на протяжении всего действия становится несколько более понятным.
1. Ноздрëв, «Мëртвые души».
«Страсть нагадить ближнему»? Склонность к разного рода «задорам» и «страстишкам»: игре в карты, дракам, пьянству? Фигура Ноздрëва, «исторического человека», выглядит инородной в этом списке: разве может он быть больным? Ответ: «Да». И диагноз опять же полностью объясняет экзальтацию героя: у Ноздрëва СДВГ (это не аббревиатура «сдвиг») – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Данная болезнь проявляется ещё в детстве, и как в случае со Ставрогиным, это обстоятельство – косвенное доказательство: как известно, Ноздрëв мало менялся, и в тридцать пять лет был таким же, как в подростком возрасте. И что же свойственно герою? Трудность концентрации внимания, из-за чего он постоянно кидается то к одной идее, то к другой и не видит разницы между продажей шарманки и кобылы; гиперактивность, доказывать которую не приходится: достаточно будет вспомнить развязное обращение Ноздрëва с Чичиковым и его попытки сыграть в карты или шашки. Также помещика отличает плохо управляемая импульсивность, как раз-таки приводящая к неуместному вранью и склонности очернять ближайших друзей без малейшей корысти и злобы; нельзя не отметить и чрезмерное блуждание ума (в богатой и при том совершенно неудержимой фантазии героя читатель убеждается на протяжении всей поэмы), эмоциональную дисрегуляцию, невнимательность, неорганизованность. Всë вышеперечисленное – синдромы СДВГ, который наверняка есть у инфантильного и взбалмошного Ноздрëва.