31 год назад, 8 августа 1991 года этот мир покинул легендарный советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации
Кожедуб Иван Никитович (1920-1991)
Человек – легенда, вошедший в историю не только советской, но и мировой авиации. Самый результативный советский лётчик-истребитель, сбивший 62 самолета противника и ни разу не сбитый сам.
Родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии в семье крестьянина. В 1934 году окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. Там же начал заниматься в аэроклубе.
В первые месяцы Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе со школой в Казахстан и продолжал готовить летчиков для действующей армии. Написал несколько рапортов с просьбой об отправке на фронт. В действующей армии с ноября 1942 года.
В марте 1943 в составе 302 истребительной авиационной дивизии был направлен на Воронежский фронт.
В начале лета 1943 года младший лейтенант Кожедуб, был назначен на должность заместителя командира эскадрильи.
6 июля 1943 года в небе над Курской дугой, он сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87, а уже на следующий день сбил второй. 9 июля пополнил свой боевой счет сразу двумя немецкими истребителями Bf-109.
4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.
С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева.
В начале 1940 года призван в ряды РККА и направлен в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, по окончании которой был оставлен в ней в должности инструктора.
В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
К концу войны, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129.
Был первым из советских летчиков сбившим вражеский реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином.
18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах Великой Отечественной войны, в третий раз был удостоен звания Герой Советского Союза.
Уважаемые мои читатели, всмотритесь в эти лица. На фото, совсем молодые мужчины каждому из которых немногим больше 20 лет, но каждый из которых с честью прошёл через самую страшную войну в истории, отстояв ВЕЛИКУЮ СТРАНУ, равных которой не было и нет в мире.
Служба после войны
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.
Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
В 1956 году Иван Никитович Кожедуб окончил Военную академию Генерального штаба. С июня 1962 по август 1963 год — командующий 76-й воздушной армией. В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.
Скончался Легендарный летчик 8 августа 1991 года, что согласитесь, выглядит весьма символично. Он не увидел крушения страны, служению которой посвятил всю свою жизнь.
Похоронен легендарный маршал на Новодевичьем кладбище в Москве участок№7.
Сегодня имя Ивана Никитовича Кожедуба носят улицы в городах России и ближнего зарубежья, ему установлены памятники и бюсты, а где-то там в небе без которого он не мыслил своей жизни летит самолёт «Аэрофлота» Sukhoi Superjet RRJ-95 «Иван Кожедуб».
Высокого Вам полета глубокоуважаемый Иван Никитович и спасибо за мирное небо над нашими головами. Небо которое Вы защищали.