Мотивация – это система побудительных процессов, направленных на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, интересов, желаний и достижения целей[1].
Мотив – это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Виды мотивации:
Внешняя мотивация (экстернальная) – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами: участие в соревнованиях, чтобы получить награду; карьера; престижные вещи (машина, дом); возможность отправиться в путешествие.
Внутренняя мотивация (интроецированная) – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами: занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п. К ней относится: мечта, стремление к самореализации, творчеству; любопытство.
Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.)[2]. Примеры: похвала, публичное признание заслуг; материальное стимулирование; приятные общения[3].
Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на осознании возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать или, например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.
Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.
Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.). Например, вы хотите похудеть, то вам кроме хотения потребуется поставить перед собой конкретную цель – сесть на диету, заняться спортом и т.д.[4]
Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам. Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»).
Но есть и дополнительные виды мотивации:
Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.);
Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.);
Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).
Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов[5].
1. МОТИВ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).
2. МОТИВ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.) Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.
3. МОТИВ ВЛАСТИ
Стремление индивида влиять на людей; стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
4. ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ
Побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или зкстринсивными.
5. ЭКСТРИНСИВНЫЕ (ВНЕШНИЕ) МОТИВЫ
Такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:
- мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
- мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
- стремление получить одобрение других людей;
- стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, – к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
- мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.
Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта.
6. МОТИВ САМОРАЗВИТИЯ
Стремление к личностному росту, к саморазвитию, самоусовершенствованию, реализации своего потенциала.
Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.
Человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности» (внутренний конфликт). С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.
7. МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ
Стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
8. ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ (ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ) МОТИВЫ
Мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.
9. МОТИВ АФФИЛИАЦИИ (присоединения)
Стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.
Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.
Понятие аффилиация включает: общение; причастность; эмоциональные контакты; дружба; доверие; принятие; любовь; сплочение; безопасность; внимание[6].
ДЕЙСТВУЮЩИЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ
Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.
ДИНАМИЧНОСТЬ ИЕРАРХИИ МОТИВОВ
Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей).
Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.
Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов.
Следовательно, общий уровень мотивации зависит:
· от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
· от актуализации ситуативных факторов;
· от побуждающей силы каждого из этих мотивов[7].
МОТИВАЦИЯ В МОЗГЕ
Когда ожидания совпадают с реальностью, мозг награждает себя выделением дофамина – нейромедиатора, отвечающего за закрепление позитивного с точки зрения человека опыта. Например, дофамин активно выделается при сексе и приеме вкусной пищи. В некотором смысле, дофамин – это та самая химия, отвечающая за счастье. В этом же смысле, мозг счастлив, когда не ошибается.
Чем больше у мозга данных о результатах предстоящего действия, тем точнее он строит прогноз. Чем ниже вероятность достижения прогноза в результате совершаемого действия, тем больше дофамина выделяется мозгом, чтобы «отметить удачный релиз». Таким образом, накопленный опыт повышает точность прогнозов, понижая невероятность успеха, придавая совершаемому действию оттенок уныния. Именно на этой формуле базируется рутина – повторяемые действия не предлагают мозгу никаких вызовов, поэтому он садится на дофаминную диету[8].
Список используемых материалов:
[1] http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node47.html
[2] https://studopedia.ru/19_189104_protsessualnie-teorii-motivatsii.html
[3] https://www.sravni.ru/text/vidy-i-sposoby-motivaczii/
[4] https://www.sravni.ru/text/vidy-i-sposoby-motivaczii/.
[5] http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/154-obshhaya-psixologiya/2599-psixologiya-poznavatelnyx-proczessov?start=7#:~:text=Деятельность%20людей%20побуждается%20не%20одним%2C,преобладает%20над%20влиянием%20нескольких%20мотивов
[6] https://miss-runet.ru/kommunikaciya/affiliaciya-eto-v-psihologii.html#:~:text=Мотивы%20аффилиации%3A%20определение%20понятия%2C%20необходимость,дружба%2C%20любовь%20и%20многие%20другие
[7] http://ezopage.com/tipologiya-motivov-chto-dvizhet-lyudmi/