Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы в дожде. Однако всё же хочется записать. Дядька с тёткой рассказывали.
В шестидесятых пришлось им побывать молодыми специалистами в таёжном крае. Дали дом бревенчатый на краю деревни, за огородом была река, а за ней тайга сразу, ну и постройки, сопутствующие: баня, стайка, она же хлев, дровник, удобства во дворе.
Нормальный такой дом по тем временам, сени небольшие, а за ними кухня она же большая комната с печью и комната поменьше, отдельная. Жить можно. Да что там!? Нормально жить можно! Отдельное жильё как никак! Ну а трудности не замечаешь даже, когда тебе немного за двадцать.
- Если вдруг страшно будет, или ещё что, я через три дома живу! - сказал завхоз предприятия, выдавший ключи и проведший первую экскурсию для новых жильцов. – Да и не слушайте никого. – вдруг совсем уж туманно распрощалось материально ответственное лицо.
На его слова внимания не обратили. Дело было летом, до темна расставлялись, наводили порядок мыли полы, сами мылись, ну и так далее. Когда стемнело спать легли. А вот вреди ночи пришлось проснуться.
- Костя, ходит вроде кто-то. – сказала тётка молодому мужу – По кухне и по сеням. И действительно из комнаты поменьше казалось, что кто-то ходит в темноте большой комнаты и даже выходит в сени открывая и закрывая дверь.
Дядька у меня не робкий был. Мог и в тайге один переночевать, да и вообще! Гирю двухпудовку жал на спор больше всех. Бульдозерист, одним словом. А это считай, что танкист! Зажгли свет, осмотрелись. Нет никого. Дверь закрыта. Решили, что это полы скрипят от воды и опять заснули.
Под утро, перед самым рассветом, когда самое тёмное время опять вроде как шаги и плеск воды какой-то тихий. Тётка мужа уже будить не стала, а дождалась, когда рассветёт. Картина была маслом. Вернее водой. От сеней до печки всё было в лужах воды, а вёдра в прохладных сенях, оставленные накануне были полупустые.
Это сейчас про полтергейст все знают. А тогда, когда вместо церкви уже сорок лет начальная школа, а вокруг атеисты и комсомол было не до смеха. Добрые люди уже к вечеру первого дня рассказали, что однажды в дом на лето шабашники заехали, ну и давай пить вечерами. Так вот как-то ночью кто-то их лупить начал чем попало.
Когда нетрезвые шабашники из дому выбежать надумали, то дверь кто-то снаружи не давал открыть. Не подпер, не в замочные петли что-то вставил, а именно не давал открыть, держал собой что ли. И лупил. Ну как лупил…
Швырял сапоги, посуду, лавку, табуретки, кровати двигал, конфорками печи гремел и наотмашь по лицу чем-то сырым, горячим и невидимым. «Как электроудар током!» - вспоминал потом один бывалый шабашник. Наотрез взрослые мужики отказались затем в избе этой ночевать. Даже днём с опаской вещи свои собирали в другую избу.
«Задобрить, задобрить надо домового!» - сказала тётке одна соседка. И рассказала как. Ну задобрили. Положили, пряники, конфеты, пуговицы блестящие, монетки на притолоку возле двери. Комсомольцы-атеисты, а положили. В тот же день, когда ночью кто-то воду разлил. Почему кто-то!? Ну Домовой же. Воля-то явно сознательная за всем этим была.
С месяц тихо было. Да так что уже подзабывать стали. Но вот однажды дядька из чайной пришёл, хмельной. Хотя что там в чайной-то!? Взяли пива, да поллитру и в пиво добавили, ёрша смастерили. И дёрнул дядьку чёрт под локоть уже дома взять конфетку с притолоки вкус папиросы перебить. Молодёжь всё время к сладкому тянется. Ночью началось…
Сперва хлюпанье воды. Потом вздохи какие-то. Затем конфорки на печи задрожали-зазвенели. Табуретка и лавка на пол упали. Свет тогда после десяти выключали до утра, ну пока керосинку зажгли, да в кухню вышли. Полы мокрые, мебель повалена, занавески колышутся будто кто-то только прошёл. Но дверь закрыта. И самое главное – пока дядька керосинку в руках держал, так ничего не было, а как на стол поставил, тут ему и прилетело - мягкое, мокрое, как удар током! И стихло всё.
Понимало это Нечто, что если дядьку с керосинкой в руках хлопнуть, то пожар может быть. От упавшей керосинки. Дядька намёк понял и уже не приходил во хмелю. Конфеты больше не брал. Только когда меняли на свежие, вместо полежавших уже.
А зимой Домовой этот или как ещё говорят Хозяин опять штуку выкинул. Река за огородом замерзла и из тайги тигр пришёл. Они с голодухи за собаками приходят, но как коты сперва по помойкам потрутся, а затем и на человека набросится могут. Ну вот и этот пришёл. С утра на работу выходить, а дверь не открывается, не отпирается.
Подпёр кто будто! Ни туда, ни сюда. И опять конфорки в печи зазвенели! А потом шум какой-то во дворе и всё. Открылась дверь. Как ни в чём не бывало! Нет, не примёрзла, и не подпирал кто! А держал дверь, Хозяин-то! А тигр прямо за угольным сараем в снегу сидел долго. Охотники по следам потом смотрели. Пришёл с помойки и сидел, ждал. А потом его спугнуло что-то. Или кто-то. Он по огороду и упрыгал быстро, словно заяц.
Тигра нашли, застрелили полосатого. А чего тянуть-то!? Если к жилью вышел, то всё! Жди - не сегодня-завтра на человека набросится. А вот Хозяин никак больше себя не проявлял. Почти два года. Ну а затем дядька в артель перевёлся, тётка после лесотехникума на деревокомбинат и в городе жильё получили.
Но вот однажды, когда брат мой старший двоюродный уже родился, был и на квартире случай. Поставили бак на плиту. Кастрюлю такую огромную, эмалированную они и по сейчас такие продаются. Капусту хорошо в них солить, сало, ну и бельё детское кипятить. Поставили с бельём, кипятится, а тётка в ванной. Брата мелкого моет-переодевает.
Как вдруг в ванную за спиной резко захлопнется дверь и крышка от бака, а она на баке была, полуприкрывала кипятившиеся, под дверь в ванной толчками как будто лезет, ну как в фильмах ужасов снимают, нагнетая напряжение, а затем грохот на кухне и вода горячая пошла! Тетка успела и брата в ванную поднять и самой забраться. Прежде чем кипяток из бака, а он литров на двадцать, в щель под дверь хлынул.
Они потом с дядькой спорили сколько воды без крышки в щель под дверь в ванную хлынуло, но то, что ноги ребёнку и матери ошпарило бы однозначно. А тут вроде как Хозяин-Домовой в очередной раз оберёг. Ножка подломилась у плиты и весь бак на пол и вылился. Поставили плиту неправильно. Надо было прокладки какие-то под ножки, но их не было. А пол деревянный сперва видимо в дерево ножка ушла. А потом и подломилась. Бак, когда бельё кипит, вибрирует немного.
Ах, да! Тётка ещё вспоминала, что накануне как стало известно, что беременна ночью на кухне пошумело немного, а утром увидели, что на полу мука рассыпана, причём банка на столе осталась, а на мучном следе в виде большого пятна будто шаги детские отпечатаны, словно младенец прошлёпал качаясь. Сообщал Хозяин новость, когда о ней ещё никто не знал.
Эта история не была секретом ни для близких, ни для родных. Есть, мол, что-то непонятное в жизни и вот иногда себя так проявляет. Да, живёт рядом. Да, может и наказать если что-то не нравится. Но в целом сила беззлобная. Но вот закончилось всё странно. Когда бабушка умерла, то её без отпевания хоронили, по-советски. Непринято тогда было.
А на сороковой день тётку кошмары мучать стали. Будто мать её, бабушка моя, всё зовёт куда-то каждую ночь во сне, зовёт и как-то жалуется, а потом во злобную тётку в какую-то превращается незнакомую и то волосы спутает, да так что после сна не расчешешь, то словно подушкой на лице душит. Нет, не сонный паралич. Умные сейчас все стали. Не то, по другому проявляло себя. Всегда со сном каким-то сюжетным. Тётка всякий раз сидя в кровати просыпалась.
Ну и кто-то посоветовал бабушку отпеть в церкви и иконы в дом внести. Церковь одна на город была для желающих. Там же и отпели и иконы купили с лампадкой. А когда принесли в дом, то в первую же ночь в шкафу-стенке, полка лопнула и весь хрусталь побился, а кресла со столом по полу двигались. Прямо на виду. Это действительно жутко было. Свет электрический горит, а пол в хрущёвке словно вибрирует и раз – кресло в угол к балкону поехало, а столик набок сам по себе переворачивается, что между креслами выл. Ночью той собака соседская выла.
Соседи подумали случилось что, а так как жили дружно, то и не постеснялись постучатся-позвонить. Дверь же как обычно заклинило, не открывалась, а когда через усилие открыли, то на балконной двери стекла лопнули. Формально всё на усадку дома нового списали. Хрущевка ж пресловутая. Однако много совпадений для одной ночи, согласитесь.
Места те глухие, таёжные ещё сам Арсеньев описывал, первопроходец-натуралист, исследователь-географ, так вот и у самого Владимира Клавдивиевича про мистику в тех местах было, про тварей зловещих, но как-то неопределённо, вскользь. Верят, мол, коренные народы во всякое. Правда, друга его Дерсу Узала там рядом убили, но то, говорят, криминал был из-за ружья нового, хотя есть мнение, что Дерсу знал, что ходит за ним что-то или кто-то…
Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы в дожде.
8 августа 20228 авг 2022
15
7 мин
2