Во время камеральных проверок налоговая оценивает учёт рекламных расходов, которые снижают налог на прибыль. Чтобы не пришлось отвечать на требования ФНС и платить штрафы, важно грамотно учитывать рекламные издержки. Как это сделать — рассказывает основатель «Бухгалтерского Бюро Анны Веденеевой».
Что относится к рекламным расходам
Порядок учёта рекламных затрат прописан в ст. 264 Налогового кодекса. Закон делит рекламные расходы на нормируемые и ненормируемые. От типа расходов зависит порядок начисления налога.
Ст. 264 Налогового кодекса РФ
К ненормируемым расходам относятся:
- реклама в СМИ;
- наружные материалы — вывески, щиты, штендеры;
- участие в выставках;
- оформление витрин, выставочных залов, шоурумов;
- заказ раздаточных рекламных материалов — листовок, флаеров, брошюр;
- уценка выставочных образцов, которые частично утратили первоначальные качества.
Налоговики пристально проверяют именно ненормированные затраты, так как их можно полностью принимать в расходы. Налоговая часто запрашивает закрывающие документы, копии свидетельства о регистрации СМИ, которое размещает рекламу, пометки «В целях рекламы» в печатных изданиях и на ТВ.
Анна Веденеева,
основатель «Бухгалтерского Бюро Анны Веденеевой»
К нормируемым расходам относятся любые расходы, которые не вписываются в категорию ненормируемых. Например, покупка призов для победителей конкурсов или рассылка рекламы через СМС.
Как учитывать рекламные расходы
На ОСН. На общей системе налогообложения ненормируемые рекламные издержки учитываются полностью и включаются в состав косвенных расходов в момент подписания акта выполненных работ. Например, в мае вы заказали в типографии оформление витрины, а 10 июля приняли работу и подписали акт. Даже если оплачивать услуги вы будете только в августе, учесть расходы нужно в июле.
Размер нормируемых расходов не должен превышать 1% от суммы выручки за указанный период. Например, если компания за квартал потратила на дегустации 40 000 ₽, а заработала за это же время 800 000 ₽, в рекламные расходы можно учесть только 8 000 ₽. Если сумма рекламных расходов превысила 1%, их переносят на следующий отчётный период.
На УСН. У «упрощенцев» размер нормируемых расходов также составляет максимум 1%. Ненормируемые расходы относят к расходам в полном объёме, но только после их подтверждения и оплаты.
Например, 5 июля вы оплатили услуги по продвижению сайта. Через месяц исполнитель сдал готовый проект, а вы подписали акт приёмки. Сумму, уплаченную за продвижение, можно учитывать в августе.
Учесть рекламные расходы можно только в том случае, если компания или предприниматель использует ОСН или УСН по системе «доходы минус расходы». Если используется патентная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог или доход 6%, рекламные расходы не учитываются и не снижают ваши налоги.
Анна Веденеева,
основатель «Бухгалтерского Бюро Анны Веденеевой»
Пример учёта. Компания «Ромашка» выручила в первом квартале 1,8 млн ₽, а во втором — 3,7 млн ₽. В феврале компания провела конкурс среди клиентов и выдала призы на 50 000 ₽. Расчёт рекламных расходов выглядит следующим образом:
- Максимальная сумма нормируемых рекламных расходов в первом квартале — 1,8 млн ₽ × 1% = 18 000 ₽. Эта сумма списывается в расходы, остаток переносим на второй квартал.
- Максимальная сумма нормируемых рекламных расходов за второй квартал — 3,7 млн ₽ × 1% = 37 000 ₽.
- Остаток рекламных расходов на конкурс после первого квартала полностью списываем во втором квартале — 50 000 ₽ — 18 000 ₽ = 32 000 ₽.