Найти в Дзене
На берегах Терека

НАЧАЛО ЭКСПЕДИЦИИ ГЕНЕРАЛА П.Х.ГРАББЕ В НАГОРНЫЙ ДАГЕСТАН И ЗАНЯТИЯ БЕЗ БОЯ СЕЛЕНИЯ ЦАТАНЫХ 23 ИЮНЯ 1842 ГОДА

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Отступление правительственных войск из ичкеринских лесов, с оставлением большей части армейского имущества и продовольствия, вызвали такой восторг в теократическом имамате, что моментально улетучились неприятные воспоминания о поражении главных сил мюридов в Казикумухском ханстве. Эти события произошли практически одновременно, но их значимость расценивалась далеко не однозначно, что прекрасно понимали и в высоких штабах Российской армии. Для предотвращения не желательных враждебных настроений и дальнейшего распространения мюридизма в горских обществах, генерал П.Х.Граббе задумал осуществить еще одну военную экспедицию, на этот раз в Нагорный Дагестан. Тем более, что в крепости Темир-Хан-Шура предварительно были сосредоточены 11¼ пехотных батальонов, а имам Шамиль, хорошо уловив благоприятный момент, открыто заявлял о своих претензиях на всю Аварию, что давало широкий стратегический простор.

В главном опорном пункте России в Северном Дагестане ждали своей очереди 4 пехотных батальона Эриванского полка, по 2 батальона от Апшеронского и Кабардинского полков, Сводный батальон из 2 рот Тифлисского полка и еще 2 рот апшеронцев, а также отдельная рота из Кавказского саперного батальона. В их распоряжении находилось 20 орудий различного калибра, 3 сотни казаков и еще горская милиция, собранная с контролируемых территорий. Вскоре к ним добавили еще 4 батальона пехоты, казачью сотню и 10 орудий, прибывших с Левого флага Кавказской линии. Таким образом, сформированный “Дагестанский отряд” составил 15¼ пехотных батальона, 4 казачьих сотен и горской милиции с 30 артиллерийскими стволами.

Дагестанский горный аул. Гурам Долендашвили. Современный автор
Дагестанский горный аул. Гурам Долендашвили. Современный автор

К 16 июня все подразделения, предназначенные в военный поход в горные ущелья, собрались в установленное место сбора и завершали последние приготовления. Вскоре в крепость Темир-Хан-Шура прибыл и командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории генерал П.Х.Граббе, который заслушав доклады и последние сообщения от лазутчиков определил дату выхода. Ввиду ограниченности пропускной способности дорог в горных ущельях, 19 июня вышел первый эшелон в составе 2 батальонов Апшеронского полка, 7-й мушкетерской роты апшеронцев и роты Тифлисского полка, при 4 легких орудиях. На следующий день выступили остальные подразделения в составе 1-го и 2-го батальонов Апшеронского полка, 4 батальона Ширванского полка, по 2 батальона от Кабардинского и Навагинского полков, Сводный гренадерский батальон из 4 рот двух пехотных полков, саперной роты и 3 сотен конницы, при 23 орудиях. Таким образом, основные силы “Дагестанского отряда” составили более 13 пехотных батальонов, 3 казачьи сотни, при 27 орудиях. Этих сил казалось вполне достаточным, чтобы выполнить ранее намеченные задачи. А именно пробиться уже другим маршрутом по безлесным скалам в гумбетовское и андийское общества, тем самым разгромить главные очаги мюридизма на границе Дагестана и Чечни.

Только через 4 дня, 23 июня передовой отряд, не встречая сопротивления достиг селения Цатаных, оставив по дороге на Бетлинской горе 2 пехотных батальона Эриванского полка, 2 сотни казаков и 2 горных единорога для наблюдения за возможными действиями партий мюридов. Горное село от крепости Темир-Хан-Шура отделяло всего 60 верст, но правительственным войскам пришлось преодолевать многочисленные крутые подъемы и спуски, когда без прочных веревок и одновременных усилий сотен военнослужащих невозможно было продвижение вперед. Как правило в первый день пути по этому труднейшему маршруту, подразделения правительственных войск доходили только до Койсубулинского хребта и располагались на ночлег у селения Верхние Казинища.

А.Шелоумов. Имам Шамиль и его мюриды.
А.Шелоумов. Имам Шамиль и его мюриды.

На следующий день следуя к селению Зырянам, приходилось преодолевать крайне утомительный подъем до 10 километров, после чего медленно осуществлять спуск по каменным уступам к Бурундук-Кале и т.д. По мере продвижения в скалистые отроги дорога становилась все трудней и опасней, особенно по Балаканскому ущелью, где и без того каменистая дорога постоянно размывалась многочисленными ручейками. Дальнейший подъем к бывшей резиденции аварских ханов селению Хунзах, через Арактау становился не менее опасным и затруднительным настолько, что зачастую правительственные войска еще не встретив противника, приходили в крайнее утомление. К тому же рукотворные или естественные камнепады, периодически случавшиеся в горах, представляли не малую проблему для проходящих подразделений. А практически полное отсутствие подножного корма и древесины в скалистых горах, и без того затрудняли обычный армейский быт в походе. Все это приходилось по мере возможности вести с собой, еще более увеличивая транспортные колонны.

Следующей целю и одной из основных задач подразделений “Дагестанского отряда” являлось селение Игали, в котором предполагалось возвести новое сильное укрепление, тем самым сократив территорию теократического имамата. Дело в том, что после быстрого изгнания из Казикумухского ханства многочисленных партий мюридов, начала строительства в местном административном центре мощного российского укрепления и разработке добротной дороги к селению Чох, отдаленное общество Андалал принесло очередную присягу верности Российскому правительству. Это серьезно обеспокоило имама Шамиля, и он во главе нескольких тысяч хорошо вооруженных горцев быстро занял селение Мехельты, беря под свой контроль обширный район. Отсюда горный владыка мог не только навязывать свою волю местному населению, но и угрожать вторжением по ряду направлений.

аул Чох. Современный вид
аул Чох. Современный вид

В результате гумбетовцы под угрозой применения силы были вынуждены покинуть свои дома и вместе с имуществом переселиться в глубь горных ущелий. Предварительно мюриды взяли со старшин еще одну клятву, что в случае продвижения подразделений “Дагестанского отряда” дальше в горы и если они дойдут до поселений андийцев, то гумбетовцы непременно выступят с оружием в руках. Тем самым, несмотря на то что имам Шамиль имел под рукой несколько тысяч своих сторонников, но зная не постоянство горцев все же опасался, что генерал П.Х.Граббе попытается взять реванш и дойти кружным маршрутом до его резиденции аула Дарго. В этом случае мюридизму был бы нанесен серьезный удар, который пришелся бы прямо в центр владений теократического имамата.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.