Стремясь доказать, что древние народы могли контактировать друг с другом через океаны, норвежский этнограф Тур Хейердал построил плот из бальсовых бревен и пеньковой веревки — и успешно использовал его для пересечения Тихого океана в 1947 году.
Когда Тур Хейердал смотрел на древний мир, он видел закономерности. Артефакты, язык и культурная деятельность, такая как строительство пирамид в разных культурах, убедили Хейердала в том, что древние люди могли взаимодействовать друг с другом через океаны. И вот он решил это доказать.
За 30 лет Хейердал совершил несколько трансокеанских плаваний, чтобы доказать, что древние люди могли влиять друг на друга. Путешествуя на простой лодке, он и его небольшая команда преодолели тысячи морских миль, чтобы продемонстрировать, что такое путешествие могло быть возможно и в древние времена.
В конце концов, плавания Хейердала ничего определенного не дали, но предположили, что подобные путешествия могли совершать и древние люди. И хотя в его время убеждения Хейердала в значительной степени отвергались, некоторые современные ученые видят то же, что и он.
Как Тур Хейердал стал авантюристом
Тур Хейердал, родившийся 6 октября 1914 года в Ларвике, Норвегия, в юном возрасте увлекся миром. Его мать, Элисон, была главой ассоциации музеев Ларвика и пробудила в сыне интерес к природе и животным.
Преследуя этот интерес, Хейердал поступил в университет Осло, чтобы изучать зоологию и географию в 1933 году. Но академическая карьера Хейердала была недолгой. Неугомонный и стремящийся увидеть мир, он бросил учебу в 1936 году и уехал жить в Полинезию со своей новой женой Лив Кушерон-Торп.
Там, живя на Фату-Хиве на Маркизских островах Французской Полинезии, Хейердал начал задаваться вопросом, насколько раньше там поселились люди. Согласно The New York Times , он пришел к выводу, что они, вероятно, плыли по восточным течениям океана, чтобы плыть из Южной Америки.
History Daily сообщает, что Хейердал пришел к такому выводу по нескольким причинам. Во-первых, полинезийцы ели южноамериканские растения, такие как сладкий картофель, и, похоже, разделяли определенные мифы и легенды с перуанцами. Хейердал считал, что это не совпадение, а свидетельство того, что древние цивилизации каким-то образом взаимодействовали друг с другом.
С годами он начал развивать свои идеи, хотя его поиск ответов был ненадолго приостановлен во время Второй мировой войны. Затем Хейердал служил в вооруженных силах Свободной Норвегии на севере страны. Но как только война закончилась, он вернулся к своим исследованиям.
Была только одна проблема — большинство ученых не поддерживали теорию Хейердала. Они утверждали, что древние люди мигрировали в Полинезию с запада, из Азии, и что древние южноамериканцы не смогли бы пересечь океан.
Итак, Тур Хейердал решил доказать, что такая переправа возможна. В 1947 году он готовился к плаванию из Перу во Французскую Полинезию на простой лодке.
Многочисленные путешествия Тура Хейердала
28 апреля 1947 года Тур Хейердал решил доказать свою теорию о том, что с островами в Полинезии могли контактировать древние южноамериканцы. Вместе с пятью другими Хейердал забрался на плот из бальсовых бревен, связанных между собой пеньковой веревкой. Плот был назван Кон-Тики в честь инкского бога солнца Виракочи, для которого «Кон-Тики» было старым именем, и экспедиция двинулась на восток.
«Экспедиция «Кон-Тики» открыла мне глаза на то, что такое океан на самом деле», — писал Хейердал об этом путешествии в своей книге « Кон-Тики » 1950 года . «Это конвейер, а не изолятор».
После 101 дня в море Хейердал и его команда успешно приземлились на атолле Раройя во Французской Полинезии. Этим Хейердал доказал, что древние люди могли совершить такое же плавание в 4300 миль на простом плавсредстве.
Но Тур Хейердал не остановился на достигнутом. В дополнение к экспедициям на Галапагосские острова и остров Пасхи, которые, по мнению Хейердала, были заселены южноамериканцами, Хейердал также начал рассматривать другие возможные трансокеанские связи между древними культурами.
В конце 1960-х он обратил свое внимание на Египет. Хейердал был очарован сходством между древними египтянами и древними мексиканцами, например, египетским строительством пирамид и руинами Чичен-Ицы в Мексике.
В 1969 году он отправился в трансатлантическое путешествие из Марокко на Барбадос на тростниковой лодке под названием Ра , чтобы доказать неправоту ученых, сомневавшихся в том, что древние египтяне могли совершить такое путешествие.
Однако, в отличие от Кон-Тики , первое путешествие Ра было неудачным. Судно Хейердала затонуло в 600 милях от Барбадоса, пройдя 3000 миль. Решив доказать свою теорию, Хейердал снова совершил путешествие в 1970 году на Ра II . После 57 дней в море тростниковая лодка успешно совершила 4000-мильное путешествие из Марокко на Барбадос.
«Я до сих пор не знаю [что именно это доказывает]», — писал Хейердал, как сообщает The New York Times .
«У меня нет теории, кроме того, что тростниковая лодка мореходна, а Атлантика — это конвейер. Но в дальнейшем я счел бы чуть ли не чудом, если бы множество активных морских экспедиций в течение тысячелетий древности никогда не сбивались с курса, пытаясь избежать кораблекрушения в ужасных течениях вокруг мыса Джуби».
Семь лет спустя Тур Хейердал совершил еще одно путешествие, чтобы исследовать возможные связи между древними культурами на Ближнем Востоке. Построив тростниковую лодку под названием « Тигр », Хейердал и его команда поплыли по реке Тигр, чтобы доказать, что древние шумеры могли влиять на культуру современного Египта и Индии.
Однако это путешествие завершилось неожиданно, когда Хейердал и его команда достигли Эфиопии. Когда официальные лица отказались разрешить им приземлиться из-за продолжающихся беспорядков, Хейердал сжег свою лодку.
«Наша планета больше, чем связки тростника, которые несли нас через моря, — писал он и его команда в письме в ООН, — и все же достаточно мала, чтобы подвергаться такому же риску, если те из нас, кто еще жив, не откроют глаза и умы к отчаянной потребности разумного сотрудничества, чтобы спасти себя и нашу общую цивилизацию от того, что мы собираемся превратить в тонущий корабль».
К тому времени, когда Хейердалу было уже за 60, авантюрист решил уйти из морской жизни. Но он чувствовал, что оказал значительное влияние, и задавал важные вопросы о том, как ранние цивилизации могли взаимодействовать друг с другом.
«Я доказал, что все древние доевропейские цивилизации могли общаться через океаны с помощью примитивных судов, которые были в их распоряжении», — сказал он, согласно The New York Times . «Я чувствую, что бремя доказательства теперь лежит на тех, кто утверждает, что океаны обязательно были фактором изоляции цивилизаций».
Но действительно ли Тур Хейердал доказал, что его скептики ошибались?
Наследие норвежского исследователя
К моменту смерти Тура Хейердала 18 апреля 2002 года большинство ученых оставались убежденными, что Полинезия была заселена людьми, мигрировавшими с запада, а не с востока, как предполагал Хейердал.
Действительно, недавние генетические исследования показывают, что Полинезия была впервые заселена людьми, пришедшими из Азии, вероятно, с Тайваня или Филиппин.
Однако, по данным Science Norway , другие генетические исследования показали, что Хейердал что-то знал — и у древних полинезийцев действительно была южноамериканская ДНК.
Между тем, другие современные ученые утверждают, что все было наоборот, и что люди, приплывшие из Полинезии, оказали влияние на древних людей в Южной Америке. В конце концов, многие островные культуры в Тихом океане имеют давние традиции навигации к другим островам на простых плавсредствах.
На данный момент это вопрос, который заслуживает дальнейшего изучения, обсуждения и тестов. Но это все, чего действительно хотел Тур Хейердал.