Ниже перевод отчёта Amnesty International от 4 августа.
Украина: украинская тактика ведения боевых действий подвергает опасности мирных жителей
Amnesty International заявила сегодня, что украинские силы причиняют вред гражданскому населению, создавая базы и применяя системы вооружения в населенных пунктах, в том числе в школах и больницах, отражая российское вторжение, начавшееся в феврале.
Такая тактика нарушает международное гуманитарное право и подвергает опасности мирных жителей, поскольку превращает гражданские объекты в военные цели. В результате последовавших за этим российских ударов по населенным пунктам погибли мирные жители и была разрушена гражданская инфраструктура.
«Мы зафиксировали случаи, когда украинские силы подвергали риску мирных жителей и нарушали законы войны, когда они действуют в населенных пунктах, — сказала Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.
«Нахождение на оборонительной позиции не освобождает украинских военных от соблюдения международного гуманитарного права».
Однако не все российские нападения, задокументированные Amnesty International, следовали этому образцу. В некоторых других местах, в которых Amnesty International пришла к выводу, что Россия совершила военные преступления, в том числе в некоторых районах города Харькова, организация не нашла доказательств того, что украинские силы находились в гражданских районах, которые были незаконно атакованы российскими военными.
В период с апреля по июль исследователи Amnesty International несколько недель расследовали российские удары в Харьковской, Донбасской и Николаевской областях. Организация проинспектировала места ударов, опрошены выжившие, свидетели и родственники жертв нападений; и провел дистанционное зондирование и анализ оружия.
В ходе этих расследований исследователи обнаружили доказательства того, что украинские силы наносили удары из населенных пунктов, а также базировались в жилых домах в 19 городах и селах областей. Лаборатория Crisis Evidence Lab проанализировала спутниковые снимки, чтобы подтвердить некоторые из этих инцидентов.
Большинство жилых районов, где располагались солдаты, находились в нескольких километрах от линии фронта. Были доступны жизнеспособные альтернативы, которые не представляли бы опасности для гражданского населения, например, военные базы или густые лесные массивы поблизости, или другие строения, расположенные дальше от жилых районов. В задокументированных случаях Amnesty International ничего не известно о том, что украинские военные, расположившиеся в гражданских строениях в жилых районах, просили или помогали мирным жителям эвакуироваться из близлежащих зданий, что является неспособностью принять все возможные меры предосторожности для защиты мирных жителей.
Нанесение ударов из жилых районов
Выжившие и свидетели российских ударов в Донбассе, Харьковской и Николаевской областях рассказали исследователям Amnesty International, что украинские военные действовали возле их домов примерно во время ударов, подвергая районы ответному огню со стороны российских сил. Исследователи Amnesty International были свидетелями такого поведения во многих местах.
Международное гуманитарное право требует, чтобы все стороны в конфликте в максимально возможной степени избегали обнаружения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи них. Другие обязательства по защите гражданских лиц от последствий нападений включают удаление гражданских лиц от военных объектов и эффективное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население.
Мать 50-летнего мужчины, погибшего в результате ракетного обстрела 10 июня в селе к югу от Николаева, рассказала Amnesty International: «Военные жили в доме рядом с нашим домом, и мой сын часто относил еду солдатам. Я несколько раз умоляла его держаться от туда подальше, потому что боялся за его безопасность. В тот день, когда началась у, мой сын был во дворе нашего дома, а я был в доме. Он был убит на месте. Его тело было разорвано в клочья. Наш дом был частично разрушен». Исследователи Amnesty International обнаружили в соседнем доме военное снаряжение и обмундирование.
Николай, проживающий в многоквартирном доме в районе Лисичанска (Донбасс), который неоднократно подвергался атакам российских войск, в результате которых погиб как минимум один пожилой мужчина, сказал Amnesty International: «Я не понимаю, почему наши военные ведут огонь из городов и не с поля». Другой житель, 50-летний мужчина, сказал: «По соседству определенно ведутся военные действия. Когда есть исходящий огонь, мы потом слышим входящий огонь». Исследователи Amnesty International стали свидетелями того, как солдаты использовали жилой дом примерно в 20 метрах от входа в подземное убежище, которым пользовались жители, где был убит пожилой мужчина.
В одном из городов Донбасса 6 мая российские силы применили широко запрещенные кассетные боеприпасы неизбирательного действия по району преимущественно одно- или двухэтажных домов, где украинские силы вели артиллерийские обстрелы. Осколки повредили стены дома, в котором 70-летняя Анна живет с сыном и 95-летней матерью.
Анна сказала: «Шрапнель пролетела через двери. Я был внутри. Рядом с моим полем была украинская артиллерия… Солдаты были за полем, за домом… Я видел, как они входили и выходили… так как началась война… Моя мать… парализована, поэтому я не мог бежать».
В начале июля работник фермы получил ранение, когда российские войска нанесли удар по сельскохозяйственному складу в Николаевской области. Через несколько часов после удара исследователи Amnesty International зафиксировали присутствие украинских военнослужащих и транспортных средств в районе хранения зерна, и свидетели подтвердили, что военные использовали склад, расположенный через дорогу от фермы, где живут и работают мирные жители.
Пока исследователи Amnesty International изучали повреждения жилых и прилегающих к ним общественных зданий в Харькове и в селах Донбасса и к востоку от Николаева, они услышали исходящий огонь с позиций украинских военных поблизости.
В Бахмуте несколько жителей рассказали Amnesty International, что украинские военные использовали здание всего в 20 метрах через дорогу от жилого многоэтажного дома. 18 мая российская ракета попала в фасад здания, частично разрушив пять квартир и повредив близлежащие здания. Екатерина, жительница, пережившая у, сказала: «Я не поняла, что произошло. [Были] разбитые окна и много пыли в моем доме… Я остался здесь, потому что моя мать не хотела уезжать. У нее проблемы со здоровьем».
Трое жителей рассказали Amnesty International, что до удара украинские силы использовали здание через улицу от разбомбленного здания и что два военных грузовика были припаркованы перед другим домом, который был поврежден в результате попадания ракеты. Исследователи Amnesty International обнаружили признаки военного присутствия внутри и снаружи здания, в том числе мешки с песком и черную пластиковую пленку, закрывающую окна, а также новое оборудование для оказания первой помощи при травмах американского производства.
«Мы не имеем права голоса в том, что делают военные, но мы расплачиваемся за это», — сказал Amnesty International житель, чей дом также пострадал в результате удара.
Военные базы в больницах
Исследователи Amnesty International стали свидетелями того, как украинские силы использовали больницы в качестве де-факто военных баз в пяти местах. В двух городах десятки солдат отдыхали, слонялись и обедали в госпиталях. В другом городе солдаты стреляли из-под госпиталя.
В результате удара российской авиации 28 апреля двое сотрудников медицинской лаборатории в пригороде Харькова получили ранения после того, как украинские силы создали базу на территории комплекса.
Использование госпиталей в военных целях является явным нарушением международного гуманитарного права.
Военные базы в школах
Украинские военные регулярно размещают базы в школах городов и сел Донбасса и Николаевской области.
Школы были временно закрыты для учащихся с начала конфликта, но в большинстве случаев здания располагались недалеко от населенных гражданских кварталов . активности, включая наличие военной формы, выброшенных боеприпасов, армейских паек и военной техники.
Российские войска нанесли удар по многим школам, которые использовались украинскими войсками. Как минимум в трех городах после обстрела школ русскими украинские солдаты перебрались в другие близлежащие школы, что подвергло близлежащие районы риску подобных атак.
В городе к востоку от Одессы Amnesty International стала свидетелем того, как украинские солдаты широко использовали гражданские районы для жилья и в качестве плацдармов, в том числе размещали бронетехнику под деревьями в чисто жилых кварталах и использовали две школы, расположенные в густонаселенных жилых районах. В результате российских ударов возле школ в период с апреля по конец июня несколько мирных жителей были убиты и ранены, в том числе ребенок и пожилая женщина, убитые в результате ракетного обстрела их дома 28 июня.
В Бахмуте украинские силы использовали здание университета в качестве базы, когда 21 мая нанесли российский удар, в результате которого, как сообщается, погибли семь солдат. Университет примыкает к высотному жилому зданию, которое было повреждено в результате удара, а также к другим жилым домам примерно в 50 метрах от него. Исследователи Amnesty International обнаружили остатки военной машины во дворе разбомбленного здания университета.
Международное гуманитарное право прямо не запрещает сторонам в конфликте базироваться в школах во время перерыва. Тем не менее, военные обязаны избегать использования школ, расположенных рядом с домами или многоквартирными домами, заполненными гражданскими лицами, подвергая их жизнь риску, если только в этом нет настоятельной военной необходимости. Если они это сделают, они должны предупредить мирных жителей и, в случае необходимости, помочь им эвакуироваться. В делах, рассмотренных Amnesty International, этого не произошло.
Вооруженные конфликты серьезно ограничивают право детей на образование, а использование школ военными может привести к разрушениям, которые еще больше лишат детей этого права после окончания войны. Украина является одной из 114 стран, которые подписали Декларацию о безопасных школах , соглашение о защите образования в условиях вооруженного конфликта, которое позволяет сторонам использовать заброшенные или эвакуированные школы только в том случае, если нет реальной альтернативы.
Неизбирательные атаки российских войск
Многие российские удары, задокументированные Amnesty International в последние месяцы, наносились с применением оружия неизбирательного действия, в том числе запрещенных на международном уровне кассетных боеприпасов или другого оружия взрывного действия с широким радиусом действия. Другие использовали управляемое оружие с разной степенью точности; в некоторых случаях оружие было достаточно точным, чтобы поражать определенные объекты.
Практика украинских военных размещать военные объекты в населенных пунктах никоим образом не оправдывает неизбирательные атаки России. Все стороны в конфликте должны всегда проводить различие между военными и гражданскими объектами и принимать все возможные меры предосторожности, в том числе при выборе оружия, чтобы свести к минимуму ущерб для гражданского населения. Неизбирательные нападения, которые убивают или ранят гражданских лиц или наносят ущерб гражданским объектам, являются военными преступлениями.
«Правительство Украины должно немедленно обеспечить размещение своих сил вдали от населенных пунктов или эвакуировать гражданское население из районов, где действуют военные. Военные никогда не должны использовать больницы для ведения боевых действий и должны использовать школы или жилые дома только в крайнем случае, когда нет жизнеспособных альтернатив», — сказала Аньес Калламар.
Amnesty International связалась с Министерством обороны Украины с результатами исследования 29 июля 2022 года. На момент публикации они еще не ответили.
Подписаться на канал MobiusBlog
Текст отчета Amnesty International на английском языке
.
#Amnesty international #Украина #Россия #СВО #военные преступления