Белуджи – один из ираноязычных народов, общая численность которых составляет около 10-12 млн человек. Первое упоминание о белуджах восходит к 7 веку. Само слово «белуджи» появилось еще в до исламский период и связано с кочевниками, которые пришли с юга Каспийского моря и направлялись в юго-восточный Иран, юго-западный Афганистан и западный Пакистан. Они прошли через Керман (Иран) в 11 веке, прибыли в 15-16 веках в долину реки Инд, неся с собой язык и свою идентичность. У белуджей не было до середины 17 века социальной и политической структуры. Однако они успешно ассимилировали другие народы, тогда как сами мало подвластны ассимиляции. Раньше белуджи были кочевым народом, но сейчас они становятся все более оседлыми. Многие белуджи стали заниматься контрабандой, выращивают опийный мак и не считают такую деятельность противозаконной. Уровень образования среди них достаточно низок. По религиозной принадлежности белуджи — мусульмане, у них значительно развито сектантство.
Белуджское государство было основано в Калате (сейчас расположен в Пакистане) в 1638 году; языком административного управления в основном выступал персидский, что было стандартным явлением во всей южной и центральной Азии до 19 века. В конце 1740-х годов Калат был захвачен Ахмад-шахом Дуррани и включен в состав новой Афганской империи, затем отделился и стал независимым в середине 1750-х, сохраняя такое положение до прихода британцев в 1839 году. Согласно арабскому философу и историку, жившему в 14-15 веках ибн Хальдуну, белуджи предпринимали попытки завоевать оседлые сообщества и занять иные территории помимо земель Калатского ханства; однако ни одна из этих попыток исторически не зафиксирована.
Когда Белуджистан находился под руководством Британии, были признаны княжеские государства Калат, Лас Бела, Харан и Макран. Спустя век после раздела Британской Индии без надлежащей поддержки Белуджистан присоединился к Пакистану. Затем в 1952 году все 4 княжества объединились в Союз государств Белуджистана в Западном Пакистане. Так они просуществовали до 1955 года, когда Союз был официально включен в состав унитарной провинции Западного Пакистана вместе с районом известным как Британский Белуджистан. Управлялась эта провинция сначала из Калькутты, потом из Нью-Дели.
Провинция Белуджистан в составе Пакистана была создана после того, как в 1971 году Восточный Пакистан отделился и стал государством Бангладеш. С этого времени стали нарастать недовольные движения среди белуджей, чьи лидеры так до конца и не приняли присоединение к Пакистану и хотели бы либо пересмотра управленческих отношений со столицей либо полного отделения от Пакистана. Враждебность к Исламабаду (столица Пакистана) выросла в основном среди племен марри и бугти, которые проживают на северо-востоке провинции. В 1973 году в посольстве Ирака обнаружили тайник с оружием, предположительно предназначавшийся марри, что привело к эскалации усилий со стороны правительства подавить оппозицию белуджей. В 1974 Марри подняли мятеж, некоторые уехали в Южный Афганистан. Номинально белуджи обладают в современном Пакистане значительной политической автономией, могут формировать свое собственное правительство в провинции. Но они не смогли извлечь выгоду из этого положения из-за внутренних разногласий, тем более что на границе с Афганистаном проживает много пуштунов. Белуджи тесно связаны с пуштунами культурно и исторически. После присоединения Белуджистана к Афганской империи в середине 18 века была образована переходная зона на севере Белуджистана, а вдоль границы с Афганистаном по обе стороны жили представители обоих народов. Есть свидетельства, что некоторые пуштунские общины ассимилировали за последние 200 лет.
Современный Белуджистан делится на две части: Западный (входит в состав Ирана) и Восточный (часть Пакистана, составляет 43 процента от его территории); однако часть исторических территорий белуджи находится в Афганистане. Белуджистан является крупнейшей провинцией Пакистана, но он мало заселен. Численность населения здесь составляет всего 12 млн. человек (на 2017), тогда как в Пакистане проживает более 220 млн. человек. В пределах Белуджистана проживают и другие народы, среди которых следует выделить брагуев, превалирующих в некоторых районах. Брагуи в основном живут на юге Калата. В недавнем прошлом белуджи проводили разграничение между кочевниками, которые рассматривались в качестве настоящих белуджей, и шари, которые занимались сельским хозяйством. Шари часто носили статус рабов и были под контролем правящих семей, большинство из которых не были белуджами по крови, но считали себя таковыми. В настоящее время возникает вопрос: стоит ли различать белуджей и брагуи, говорящих на белуджском языке, поскольку последние никогда не были в статусе рабов. Брагуи – это народ дравидийского происхождения, а белуджи иранского, они столетиями жили вместе и брагуи сильно ассимилировали, причем почти все они владеют белуджским языком.
Политическая история белуджи в Иране отличается от других стран. Связано это частично с удаленностью от Калата, но основную роль здесь сыграли различия в государственных интересах Кабула, Нью-Дели и Тегерана. Движения против власти Тегерана были похожи на те, что случились в Пакистане. Но в начале 19 века появился еще один элемент. Династия Баракзай из правящего клана пуштунов в Афганистане обосновалась среди белуджей на территории нынешней провинции Ирана Систана и Белуджистана. Точных свидетельств того, как представители клана попали на эти территории, нет. Постепенно пуштуны заменили местных лидеров и ассимилировали. Власть Баракзаев выросла в первые десятилетия 20 века. Однако какое-то время белуджи мало интересовали иранских правителей. Только в 1928 году была направлена армия под руководством генерала Амира Амануллы Джаханбани, который без труда победил союз племен под руководством одного из представителей Баракзаев.
Итак, белуджи не смогли создать собственное государство, но они смогли расселиться на обширной территории: находились в Занзибаре до революции 1963 года и торговали в Восточной Африке, продвигаясь далеко на запад; несколько племен белуджи поселились в Омане и стали арабоязычными; другие развивали торговые отношения со странами Персидского залива, которые продолжаются и по настоящее время; некоторые белуджи пошли на север и поселились на современных территориях Туркменистана.
Как при таком рассосредоточении белуджи смогли сохранить культурную, языковую и политическую идентичность, если у них не было централизованной власти, письменного языка, а сообщества говорили на разных диалектах? Видимо, ответ состоит в том, что они значительную роль отводили кочевой жизни и мобильности; где, как указывает норвежский антрополог Фредрик Барт, языку отдавалось особое место. Белуджи держались вместе и могли расселяться по разным территориям; в этом обществе чтится иерархия и устное общение. Самой важной частью жизни белуджи выступают встречи и обмен информацией. Когда мужчина входит в дом другого, он традиционно приветствует присутствующих «salaam aleikum» (мир вам) и ему навстречу поднимаются те, кто равен или ниже его по иерархии. Пришедший подает руки хозяину и другим мужчинам, с которыми он хотел бы наладить отношения. Хозяин при этом не обязательно владелец дома: почетную роль хозяина дома выполняет самый старший мужчина. Затем пришедший садится на указанное хозяином место и происходит речевой ритуал, состоящий из определенной последовательности фраз. После этого пришедший рассказывает известные ему новости, откуда прибыл, что он видел и каковы последние события в регионе, откуда он приехал. Потом он спрашивает о здоровье у каждого присутствующего и о здоровье знакомых ему членах семьи. О причинах приезда спрашивать не будут до третьего дня.
Если двое или более людей встречаются вдали от поселения, то процедура отличается только тем, кто раньше начинает речевой ритуал; если передвигаются на коне, то примерно за 10 ярдов (9 м) спешиваются и идут пешком, приветствуют друг друга, пожимают руки и садятся в круг. Время выполнения процедуры приветствия может быть сокращено, но сам ритуал всегда соблюдается.
Несмотря на то, что белуджи плохо знают белуджскую письменность и владеют несколькими языками, при встречах они часто общаются на белуджском языке. У белуджского языка долгое время не было своей письменности, но народ все равно занимался устным творчеством и передавал его из поколения в поколение. Существует много диалектов белуджского языка и нет его стандартизированного варианта. В следующий раз расскажу, какова роль белуджского языка в настоящее время и несколько его особенностей.
Оставьте комментарий, если вам было интересно :) Со мной можно связаться в группе.
Здесь можно почитать про языковую ситуацию в Индонезии.
#языкимира #белуджи #белуджскийязык #лингвистика #языкознание