Найти тему
Заря

«Египетская сила!»: как сериалы десятых воспитали поколение?

«Потеря потерь», «египетская сила», «просто мы такие детки» — практически каждый может вспомнить, из каких сериалов эти фразы. Сейчас многие из них выглядят кринжово и странно, но почему-то нам иногда хочется к ним вернуться. В пятнадцатом выпуске подкаста «Окей, зумер» мы решили поговорить о сериалах нашего детства и о том, как они воспитали зумеров.

Почему мы выбрали эту тему для подкаста?

Лера: Во время того, как я придумывала тему выпуска, мы с Витой (нашей звукорежиссёркой) сидели и в какой-то момент вместе запели опенинг из сериала «Моя прекрасная няня». Я спросила, смотрела ли она его, на что она ответила, что не постоянно. Со мной было то же самое. И тут мы задумались: это у нас в подсознании лежит опенинг «Прекрасной няни»? Поэтому и захотела обсудить, как сериалы десятых повлияли на нас, почему мы до сих пор о них помним и почему к ним возвращаемся.

Что мы вообще смотрели?

Лёва: Что касается русских, то я смотрел сериалы на ТНТ и СТС, преимущественно «Букиных» и отдельные серии «Универа», «Интернов».

Зоя: Я ничего не смотрела из того, что ты перечислил, особенно в раннем возрасте. Но «Интернов» я посмотрела уже когда подросла, чтобы узнать, что ТНТ сделал с «Доктором Хаусом».

Лёва: «Букины» — это была моя запретная любовь. Я о ней не очень любил распространяться, потому что у меня создавалось ощущение, что по сравнению с Breaking bad или «Игрой престолов», которые я тоже тогда смотрел, это немножечко не такой крутой продукт. При этом я ОЧЕНЬ сильно смеялся над Геной Букиным, который был источником моей жизненной энергии.

Зоя: Вот как ты вырос в то, во что ты вырос. Я вообще не помню, чтобы смотрела по телевизору сериалы, для меня с самого детства это та штука, которую ты смотришь в интернете. По телевизору я смотрела какое-нибудь «Галилео». Из сериалов я отдавала предпочтение «Закрытой школе», это была моя жизнь. Я монтировала всякие видосы по Даше и Андрею. Они по 100 тысяч просмотров набирали.

Лера: Я не фанатела от сериалов, как это делала ты, просто любила их смотреть. Приходила после школы, включала Disney, смотрела какую-нибудь «Ханну Монтану» или «Волшебников из Вэйверли Плэйс».

Зоя: Вот, кстати, интересно, что я из Disney вообще ничего не знаю. Когда кто-то вбрасывает что-то про «Ханну монтану», я знаю, что это Майли Сайрус и что она что-то пела. Всё! Disney прошёл мимо меня, и все эти люди, которые потом выросли в звёзд, для меня вообще тёмный лес.

Лёва: Для меня СТС прошёл мимо, потому что я воспринимал его как канал, на котором показывают голливудские фильмы по вечерам. В основном мой фокус был на ТНТ, потому что семья больше его смотрела. При этом я знал о существовании «Папиных дочек» или «Кадетства» и знал плюс-минус, о чём они.

Лера: Я постоянно смотрела СТС и ТНТ, знаю «Папиных дочек», «Зайцев + 1». Плюс какие-то сериалы, которые не стали дальше сниматься, например, «Корабль», продолжение которого я жду уже 10 лет. Продолжения нет, а я всё жду.

С кем мы себя ассоциировали?

Лёва: Я помню, что, когда играл в онлайн-игры, там в топах постоянно были игры по «Папиным дочкам». Я зашёл поиграть, а там нужно было убрать комнату Пуговки. И я вообще не понимал, почему должен себя с ней ассоциировать, кто она вообще такая.

Зоя: Почувствуй себя девушкой, которой всё время, чтобы ассоциировать себя с главным или хотя бы нормальным умным персонажем, нужно ассоциировать себя с мужиком. Я, например, выросла с мотивацией, что я Стефан из «Дневников вампира». Мне кажется, это даже оставило пару психологических травм.

Лера: Наверное, на первых порах Даша Васнецова, когда она ещё была готкой, — это моя role model.

Лёва: У меня не было персонажей, с которыми я мог бы себя ассоциировать, потому что я к этим сериалам не относился серьёзно и не мог брать оттуда role model. Единственный персонаж, который вызывал у меня симпатию, — это Макс из «Кухни», но я с ним познакомился в 15-16, так что это не совсем детство.

Лера: Понятно, почему он был тебе близок: в сериале повествование идёт от его лица и он говорит такие умные глубокие мысли. Сразу начинаешь думать, что похож на него. Но на самом деле мне нравилась из «Кухни» персонаж девушка — Катя. Она была единственной среди кучи мужиков поваров и всех поставила как надо. Я на неё смотрела и думала: «Хочу так же».

Нынешнее отношение к дорогому нашему сердцу контенту

Зоя: Я смотрю сериалы, чтобы отвлечься от этого мира, но сериалы имеют свойство заканчиваться. Поэтому я всё чаще прихожу к мысли пересмотреть «Закрытую школу», потому что для меня это формирующая вещь. Но боюсь, что, когда я включу его, пойму какое это дерьмо. Вы смотрели мультики, которые любили в детсве? Они же часто ужасно сделаны. То же самое и с «Закрытой школой». Я боюсь, что там, скорее всего, актёрская игра так себе, сюжет тоже. Я ещё занимаюсь медиа, поэтому понимаю, как сторителлингово это строится.

Лера: Вообще я пересматриваю российские сериалы в те моменты, когда мне не хочется думать. А когда поступила в университет, то пересмотрела «Универ» и поняла, каким же жизненным он был.

Какие ценности старые сериалы пропагандировали, как они нас вырастили и как мы выросли во что-то нормальное?

Зоя: Я понимаю, что, по сравнению с теми сериалами, которые есть сейчас, старые не такие крутые: они не говорят на серьёзные темы, не толерантные к разным ситуациям и людям. И я не понимаю, как выросла нормальным человеком, потому что, судя по этим сериалам, я должны была стать гомофобкой, бегать за мужиками и мучаться вопросом, с кем же мне быть.

Лера: Но всё же в них поднимались очень добрые и важные темы. Тему семейных отношений, например, раскрывали «Счастливы вместе».

Лёва: Этот сериал могли придумать только в России, как и сериал про дружбу настоящих пацанов. И говорили в них не только про семью, но и про друзей, как важно ценить людей, которые находятся рядом с тобой. «Кадетство», «Солдаты», «Кремлёвские курсанты» — они же все были про одно и то же.

Зоя: Мне кажется, что вообще во всех российских сериалах нужно обязательно поговорить про семью, про дружбу, обязательно девушка должна бегать за мужиками, происходит какой-то треугольник.

Лёва: И всё происходит в знакомых локациях: школа, работа, больница. Рядовому зрителю места знакомы, и он может ассоциировать себя с персонажами.

Зоя: Но это супербанальные темы на самом деле. Работающие, но банальные. То есть всякие сложные вопросы эти сериалы не поднимали, а если и поднимали, то не развивали. Лера говорила про Дашу-готку. С одной стороны — это клёвый заход, наконец раскрывают субкультуры, к тому же люди из разных субкультур могут себя с ней ассоциировать. Но потом это выставляется как ошибка молодости, из героини делают типичную девочку, которой нравится мальчик, и она идёт рожать от него детей. Мне нравится Даша как персонаж, но такая репрезентация субкультур не очень хороша. Я вообще молчу про «Даёшь молодёжь», мне кажется, они достаточно вложились в гомофобию в нашей стране, потому что Герман и Данила — это треш, я смотрела на это и думала: «Боже». Если бы это выпустили сейчас, я бы подумала, что это высмеивание того, как народ в России видит тех или иных людей, но что-то мне подсказывает, что в то время создатели не вкладывали эту мысль.

Мне кажется, что медиа должны продвигать какие-то мысли и идеи в обществе и двигать его за собой, а тут они как будто подстроились под общество и продвигали образы, над которыми общество могло бы посмеяться.

Что не так с репрезентацией?

Лёва: С одной стороны, все эти сериалы высмеивали типичные образы семьи, отношений, но с другой стороны, сейчас я понимаю, что эту репрезентацию мало кто воспринимал смешной и несерьёзной, потому что те же «Счастливы вместе» для многих могут являться role model. Это странная репрезентация семейных отношений, потому что они постоянно ругаются, родители постоянно унижают детей.

Зоя: Да, это не тот юмор, который высмеивает проблему, чтобы показать, насколько это ужасно. Это просто «ха-ха, смешно, что он орёт».

Лера: Эти сериалы не показывают идеальную семью, а реперзентируют то, что происходит в России в семьях, и над этим смеются.

Зоя: Но проблема в том, что они все репрезентируют одно и то же, как будто другого вообще нет. Условно, в России много семей, в которых нет отца. Назовите мне хоть один сериал, который повествует о матери-одиночке.

Лера: Я думаю, что это сложившийся конкретный образ того, что происходит в России в семьях.

Зоя: А знаешь, благодаря чему сложился этот образ? Благодаря этим же сериалам.

Лёва: Стоит отметить, что эти проблемы репрезентируются, но не показано, как их решать. Во многих американских ситкомах достаточно долбанутых персонажей, но герои там проходят свой путь и меняются. В российских же сериалах герои какими были, такими и остаются.

Лера: Ещё хочу отметить, что когда я пошла в школу и начала смотреть сериалы про подростков, то столкнулась с новой проблемой — это комплексы, которые у меня порождали герои. Потому что они все были такие красивые, крутые.

Зоя: При этом показывают 9-10 класс, подростки в это время выглядят прям плохо, это тот возраст, когда у тебя пубертат в самом разгаре. Но при этом ты смотришь на телек, и там эти 30-летние актеры, у которых пубертаты прошли 10 лет назад, и они ходят такие красивые. И это создаёт диссонанс.

Лёва: Парни в этих сериалах показаны, конечно, лучше, но у них тоже есть определённые паттерны поведения, которые навязываются зрителю.

Лера: У девушек тоже. Например, мне в школе всегда нравились спортсмены, а ещё я любила, чтобы мне помогали, даже если я могла что-то сделать сама.

Зоя: Меня ещё бесит, что были не только шутки про тело и типичное поведение, но и про то, что женщина не может заниматься какой-то профессией. Например, «Интерны». Там была девочка и над ней стебались, потому что она не может быть врачом. Хотя если ты зайдёшь в любую поликлинику, то окажется, что 90% врачей — это женщины.

Благодаря чему мы отошли от этих образов и увидели другую репрезентацию?

Зоя: Для меня важным сериалом стал Glee («Хор»). Он про школу, здесь достаточно типичная обстановка, но неудачники становятся главными героями. Там репрезентируются ЛГБТ, ранняя беременность и связанные с ней проблемы, показан даже парень в инвалидной коляске. И несмотря на то, что поднимаются достаточно серьёзные темы, всё это подаётся так легко и душевно, что ты чувствуешь себя очень комфортно. А когда я смотрю российские комедии, у меня есть ощущение, что они ржут, орут друг на друга, но за этим всё время стоит российская хтонь.

Лера: Вот кстати про русскую хтонь. Мне кажется, что я ушла от образа клёвой девчонки, у которой куча пацанов, и она не может выбрать, с каким будет встречаться, когда посмотрела «Сплетницу». Я смотрела на Серену ван дер Вудсен и думала: «Да, это персонаж, которым я хочу быть». И вот как раз здесь происходят изменения: она влюбляется в мальчика, который вообще не из её общества. Он не спортсмен, не богатый, а просто умный парень. Плюс к этому она сильная девушка, которая принимает решения сама и не зависит от родителей. В общем это то, куда я направила себя после всех российский сериалов.

Лёва: У меня не было каких-то переломных моментов, связанных с сериалами, но без шуток, после просмотра «Теории большого взрыва» я понял, что быть гиком — норм, я принял свою сущность.

Зоя: Это всё достаточно простые сериалы, они увеселительные, но через юмор они доносят действительно важные вещи, а не просто орут «египетская сила». Но при этом есть и хорошие российские сериалы. Для меня лучшее — это «Чики».

Лёва: Мне кажется, что это более современные примеры, когда сериальная культура очень сильно поменялась, в том числе и у нас. Но если на западе этот переход начался примерно в начале 10-х, то у нас это происходит сейчас, и поэтому появляются такие сериалы.

Зоя: Здесь проблема в том, что люди, которые делали тех же «Чик», опирались на западные сериалы, но я не уверена, что наша аудитория готова к такому. То есть западные сериалы менялись постепенно, персонажи «Друзей» и прочих сериалов развивались, авторы уходили от юмора ниже пояса. А у нас сначала ржали над «египетской силой», потом резко начали смотреть на запад. И вышло так, что у российских сериалов не было логичного роста. По моему мнению, медиа должны тянуть какую-то мысль, но это должно происходить постепенно. Поэтому случается такое, что люди жалуются на пропаганду феминизма в «Чиках». ЛЮДИ ЖАЛУЮТСЯ НА ПРОПАГАНДУ РАВНОПРАВИЯ!

Лера: К тому же эти сериалы не показывают на телевидении, это всё только на стриминговых площадках.

Зоя: Опять же — проблема в том, что люди не хотят платить за стриминговые сервисы. Им проще включить что-то на фон по телевизору, а оттуда всё так же орут «египетская сила». И вот если бы на телик пустили хоть один российский сериал западного уровня, то в голову, может быть, постепенно хоть что-нибудь хорошее попадало. И даже если это провокационные темы, они всё равно запустят дискуссию в обществе.

Лера: Просто наше общество не понимает, что дискуссии на негативные темы тоже способствуют его развитию.

Слушайте выпуск в Яндекс.Музыке:

А также на других платформах