Алиса встречает нас на КПП аэродрома недалеко от Пулково. Очаровательная улыбка, точеная фигура, аккуратная прическа - будто только что с подиума. Истинную профессию девушки выдают ее очки-авиаторы. В таких, однозначно, ходят далеко не все модели.
- Пришлось утром заехать к бабушке, чтобы подшить парадную форму - она мне велика стала на два размера! - тут же затевает беседу с нами Алиса и приглашает к себе в гости - на вертолетную площадку.
Здесь ее каждый день ждет яркий «Ансат» - верный друг и напарник, с которым 21-летняя Алиса Куквинова уже четыре месяца на «ты». Сразу после летного училища талантливую выпускницу пригласили в Национальную службу санитарной авиации госкорпорации Ростех. А в августе этого года петербурженка попала еще и в Книгу рекордов России как самый молодой командир двухдвигательного «Ансат».
В СЕМЬ ЛЕТ ПРЫГНУЛА С ПАРАШЮТОМ
Мечтать о небе Алиса начала еще в семь лет. Как-то увидела по телевизору сюжет о пилотах и впечатлилась. На следующий же день отец-моряк повез малышку на аэродром и предложил прыгнуть с парашютом в тандеме. Первоклассница не струсила, даже, наоборот, потом захотела еще. Страсть к небу не угасала. И уже в 11 лет девочка пришла к пилотам и попросилась научить ее летать.
- Каждые выходные я садилась в автобус и мчала к ним на аэродром, - вспоминает Алиса. - С 6 утра прогревала по очереди все самолеты и вертолеты, заправляла их - в общем, работала как администратор. Взамен получала в конце смены разрешение полетать с ними 15 минут.
Были у школьницы и другие увлечения: Алиса занималась английским языком, играла на фортепьяно, ходила в кружок лепки и на танцы. Но ничего из этого списка не затмило самолеты. Окончив школу, девушка поехала за своей мечтой в Омск. Именно там находится летное училище, готовящее пилотов гражданской авиации. Не удивительно, что в группе Алиса была единственной девушкой. Правда, своим особенным положением она никогда не пользовалась: учеба и работа - в приоритете.
- Что в училище, что на работе коллеги-мужчины - только коллеги, - обозначает свою позицию Алиса. - Нас связывает только работа и иногда - приятельские отношения, не более. Я не ищу себе мужа среди пилотов и хожу на работу только, чтобы работать!
НИКАКИХ ПОБЛАЖЕК
После летного Алисе повезло вернуться в родной Петербург. Сначала она устроилась в частную авиакомпанию «Хели-Драйв Северо-Запад», а затем была переведена вторым пилотом в Национальную службу санитарной авиации, созданную госкорпорацией Ростех. В новый коллектив влилась без труда, впрочем, и уважение опытных коллег-мужчин добилась быстро. Секрет в том, что Алиса не давала себе поблажек. А это в авиации главное.
- Я в первую очередь профессионал, а уже потом- девушка, - рассуждает командир. - Поэтому на работе никакого яркого макияжа, никаких массивных украшений и прическа - только пучок! Думаете, мужчинам приятно будет после моей смены увидеть в кабине волосы?
- Вы еще считаете профессию пилота романтичной?
- Романтика полету свойственна, когда ответственность лежит не на тебе, - рассуждает девушка. - Она присутствовала, когда я была вторым пилотом или курсантом. Но теперь я стала командиром и понимаю, что у меня нет права на ошибку (на вертолете нет автопилота, - примеч.Авт.). Во время полета в кабине находятся два врача и пациент, который очень хочет жить, и мне его нужно как можно быстрее доставить до медучреждения. Сначала было сложно, особенно если среди пострадавших были дети, а потом я перестала слушать разговоры врачей. Закрываю штору и делаю свою работу.
ПОД НОВЫЙ ГОД ПИСАЛА ПИСЬМА В РОСКОСМОС
О своем попадании в Книгу рекордов России как самый молодой командир двухдвигательного вертолета «Ансат» петербурженка говорит с заметным смущением: «Рекорды - это пустяки». Все ее мысли сейчас заняты другой мечтой... и это опять не замужество!
- С 15 лет каждый год в декабре я писала письма не Деду Морозу, а в Роскосмос, - ошарашивает очередным откровением героиня. - Рассказывала о своих заслугах, но мне никогда не отвечали. А тут недавно во время смены раздался звонок. Я в этот момент выполняла посадку вертолета и не успела ответить. Вечером перезвонили. «Здравствуйте, это «Роскосмос». Мы поговорили, мне сообщили, что я смогу попасть в программу набора космонавтов, если пройду испытания кандидатов, когда набор официально будет открыт. По неофициальным данным это произойдет ближе к 2024 году.
СПРАВКА «КП»
Всего у Алисы 550 летных часов
Умеет управлять:
Ми-8 (второй пилот)
Bell407 (командир воздушного судна)
«Ансат» (командир воздушного судна)