Найти тему
Полит-НН.Ру

Плюсов - больше

С новостью о начале работы электропоезда, который связал Казань и Нижний Новгород, связана масса положительных моментов. Это два города-миллионника с богатейшей культурой, причем, неодинаковой, например, у нас больше выражен аспект православия, в Казани – ислама. Мы можем обмениваться самыми разными акциями, мероприятиями, и не только в ставшем за годы пандемии привычным формате онлайн, но и в очном формате.

Определенное значение будет иметь появление этой электрички и в экономическом плане. Возможность добраться за шесть с небольшим часов из одного пункта в другой расширяет мобильные возможности бизнес-структур и их представителей. Непосредственные контакты облегчат появление совместных проектов и их реализацию.

Не будем забывать, что в тренде сейчас создание городских агломераций, и в этом плане подпитка Нижнего Новгорода и Казани тоже будет иметь значение для развития обоих мегаполисов.

Еще один момент связан не только с плюсами, но и минусами. Что касается плюсов, то нижегородская молодежь получает еще одну возможность для повышения своей мобильности, расширения культурных, дружеских контактов и организации совместных проектов с молодежью других регионов.

Но здесь же мы находим и минус. Судя по последним тенденциям, достаточно много молодых людей, проживающих в Нижегородской области, хотели бы ее покинуть. А новый электропоезд, новая трасса Москва – Казань и продолжающий обсуждаться проект высокоскоростной железнодорожной магистрали могут стать своего рода трубой пылесоса, засасывающего талантливых молодых людей, которые будут не просто посещать ту же Казань, а переселяться в этот достаточно привлекательный во многих отношениях город.

Нивелировать эту опасность весьма непросто. В условиях постиндустриальной экономики мобильность рабочей силы это одно из главных преимуществ. Я недавно работал по проблематике Европейского союза и столкнулся с интересными данными социологического опроса на тему о том, что же дало образование ЕС простым людям. И чаще всего респонденты называли трудовую мобильность, то есть возможность без особых проблем поменять страну и место работы в рамках Шенгенской зоны. В России сделать нечто подобное даже проще – у нас одна страна, а не 27.

Есть еще одна серьезная тема, касающаяся транспортного сообщения Нижнего Новгорода и Казани. Пассажирский транспорт должен окупаться, а в данном случае есть определенные сложности – во всяком случае, это касается планов строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань.

Но прогресс остановить нельзя, транспортные артерии должны работать – как для развития нашей страны, так и для ее сотрудничества с другими странами. Поэтому позитива в новости о появлении нового электропоезда больше. А негатив надо скрадывать более мудрой политикой, причем, межрегионального уровня. Нужна определенная аналитика по поводу мобильности, прежде всего, молодежи, и понимание того, какие рабочие места появятся в ближайшее время в тех или иных регионах. Нужны исследования, которые дадут понимание о том, каким образом развитие транспортного сообщения скажется на экономике страны.

Александр Егоров, политолог