Многочисленные факты говорят о том, что дьявол борется со святыми при их жизни, но нередко бывает так, что он продолжает бороться с ними и после их смерти. Им самим он уже ничего не может причинить, не может искусить, потому что они уже с Господом. Но он может нападать на их память, распространять нелепицы и различные лжеучения, приписывая их этим святым, искажая их святой образ.
Извечная тяга приукрасить
Такие случаи известны из глубокой древности. Церковь находила их и исправляла. Например, во втором веке один священник писал житие равноапостольной святой Феклы, и от себя начал прибавлять разные выдумки. За это Церковь лишила его сана.
Похожие вещи случаются и сейчас. Когда кто-то из старцев умирает, тут же появляется множество выдумок и манипуляций на имени почившего. Можно вспомнить отца Николая Гурьянова, которому после его смерти приписали множество нелепиц и пророчеств, а их отец Николай никогда не говорил. В том числе этим занимались и те люди, которые были ему близки.
Это же касается и преподобного Серафима Саровского – одного из самых любимых и известных русских святых. Сейчас кого не спроси о преподобном Серафиме, в большинстве случаев можно услышать всяческие пророчества, ужасные предсказания об Антихристе.
Все эти «пророчества» стали известны только в ХХ веке, а некоторые и вовсе «всплыли» только сейчас.
Истина о Серафиме Саровском
Преподобный Серафим жил в первой половине девятнадцатого века. Есть его наставления, которые многие не знают и не читали. Эти наставления, сохранённые учениками святого, неизвестны и непопулярны сейчас. Почему? Да потому что там вы не найдёте ни одного пророчества.
В них о том, как к Богу прийти, как от грехов очиститься, душу свою освободить от страстей. В принципе о том же, о чём говорили все святые на протяжении всей церковной истории. Но для многих христиан, к сожалению, это не особо-то и интересно. Их интересуют страшные пророчества о будущем.
Всё это перекликается с евангельским чтением, когда Господь говорил, что род лукавый и прелюбодейный ищет знамения. Пророчества ищет тоже род лукавый. Об этом говорили святые старцы. В частности, преподобный Исаак Сирин говорил:
«Тяга к поиску пророчеств вне библейских – это признак духовно больной души».
Первые жизнеописания и наставления были опубликованы учениками святого Серафима, саровскими монахами. В частности, большой вклад в этот труд внёс Сергий Васильев, ученик старца. Затем рукопись была отредактирована святителем Филаретом Московским, и эта редакция была заверена другим учеником Серафима Саровского преподобным Антонием Медведевым, настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.
Вот эти наставления и жизнеописания и открыли людям настоящего Серафима Саровского. Было написано ещё несколько жизнеописаний старца, и все эти труды принадлежали ученикам преподобного, которые лично знали его. Наставления и жизнеописания были опубликованы в первые годы после кончины святого.
Откуда взялись лжепророчества?
В конце девятнадцатого века священномученик Серафим Чичагов в Дивеевской обители собрал предания о преподобном Серафиме Саровском, и издал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
Он общался с матушками, которые едва помнили святого, поэтому насколько точны и достоверны были эти предания, никто уже не знает.
Затем, уже после проставления Серафима Саровского, стали появляться записки некоего Николая Мотавилова, помещика, мирянина, который действительно знал старца, однако же он был неоднозначным источником в силу того, что страдал психическими недугами.
И вот как раз с его подачи и стали распространяться различные пророческие тексты. Полностью они были опубликованы уже в наше время, и содержат множество лжепророчеств, приписываемых преподобному Серафиму.
Например, массово распространяли лжеучение от старца, что в конце времён многие архиереи «отпадут от Церкви». Это ложь, потому что противоречит учению всех древних святых. И это не только мнение святых, это исходит из самого Священного Писания, где предсказано, что евхаристия будет совершаться в Церкви до Второго Пришествия Христа, то есть даже во времена Антихриста.
Понятно, что Церковь будет в гонениях, ей придётся скрываться, но она будет существовать и будут совершаться литургии. Сам Господь завещал: «Совершайте доколе Я приду». Евхаристия не может совершаться без архиерейского благословения. Уже из этого мы видим ложность псевдопророчества, приписываемого Серафиму Саровскому.
Мы уже не можем в чём-то винить Николая Мотовилова. Возможно, он и хорошо знал старца, однако, мирянин никогда не будет ближе к монаху, старцу, чем его ученики, согласны?
Существует лишь изначальное наследие преподобного Серафима Саровского. Все пророчества, приписываемые ему – это ложь. Сейчас одним росчерком пера Серафиму Саровскому приписывают то, что он никогда не говорил.
Старец никогда не предсказывал, что Антихрист родится где-то между Москвой и Петербургом. Ничего не говорил о переделе мира и расширении российских территорий. Не рассуждал о том, что русские и евреи – это богоизбранные народы, а остальные имеют второстепенное значение.
Не утверждал, что русский язык станет единым во всём мире, а Россия превратится в Русско-Славянское царство, объединив все страны планеты. Не предсказывал приход нового православного царя, и уж точно ни слова не говорил о том, что воскреснет в Дивееве, и явится миру вместе с Иисусом Христом в час его Второго Пришествия.
Да и вообще прозорливые православные старцы в большинстве своём ничего не говорили из того, что сейчас им приписывают. Не кажется ли вам, что в целом рисуемый народными байками образ старцев больше похож на экстрасенсов с православным антуражем, чем на православное представление о святости?