Справившись с неграмотностью, большевики выполнили для страны важнейшую историческую задачу.
Борьба с неграмотностью
На момент революции 1917-го, по разным оценкам, от 70% до 75% населения России не знали грамоты. Иными словами, большевикам досталась страна, по большей части не умевшая читать и писать. Именно поэтому борьба с неграмотностью стала для советской власти одной из главных задач.
В 1919-м, в разгар Гражданской войны, Совет народных комиссаров издал декрет о ликвидации неграмотности. Согласно документу, на всей территории, подконтрольной советской власти, должны были создаваться пункты ликвидации безграмотности — ликбезы. Год спустя была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
В течение 1920-х провели ряд кампаний для обеспечения условия для обучения чтению и письму людей разных возрастов и профессий. Так, в 1923-м большевики организовали Всесоюзное общество «Долой неграмотность» с Михаилом Калининым во главе. В 1928-м, когда уровень грамотности среди молодёжи значительно вырос, было положено начало Всероссийской комсомольской акции «Грамотный, обучи неграмотного».
Значительные успехи были зафиксированы во время переписи: если в 1926-м году процент грамотных среди населения в возрасте 9−49 лет составил 56,6%, то в 1939-м — более 80,2%. А среди молодёжи, то есть людей до 30 лет, уровень грамотности доходил до 98%.
Достижению таких показателей способствовало создание новой системы образования. Ещё в 1918-м большевики приняли положение «О единой трудовой школе», в основу которого был заложен ряд принципов. Во-первых, новая система обучения должна была быть единой. То есть для всей страны предусматривалась одна образовательная программа. Во-вторых, общедоступной, бесплатной (что стало очень важным достижением советской власти). Далее — национальной. И это ещё одна заслуга большевиков: около 40 малых народностей СССР получили возможность иметь собственную письменность.
В эпоху Гражданской войны и начальные годы НЭПа количество школ в Советском Союзе несколько уменьшилось, что совершенно не удивительно. Однако впоследствии их число резко возросло. Новые учебные заведения строились в огромном количестве. В 1928-м на территории СССР их функционировало около 120 тыс., а в 1939-м — уже 152 тыс.
Согласно положению 1918 года, в стране предполагалось 2 ступени среднего образования: 5 лет в начальной школе, а затем ещё 4 года в средней школе. В 1934-м было принято новое положение о советской школе и установлена трёхсоставная система, существующая и сегодня: с 1-го по 4-й класс — начальная школа, с 5-го по 7-й — неполная средняя, с 8-го по 10-й — средняя.
Некоторое время большевики не принимали декрета, вводящего всеобщее начальное или среднее образование. Проблема состояла в том, что для массового обучения государству требовались огромные средства. Но к 1930-му вопрос был решён.
Эксперименты в образовании
1920-е стали периодом серьёзных экспериментов в образовании. Ярким примером тому служит широкое распространение так называемой педологии: по мнению одних, прогрессивной науки, по мнению других, — псевдонауки, предусматривавшей некий комплексный подход к воспитанию ребёнка. Такие корифеи, как Л. С. Выготский, П. П. Блонский и другие, были выходцами из педологической системы. Она во многом ориентировалась на постоянное, массовое тестирование обучающихся по самым разным основаниям. Благодаря внедрению педологического инструментария к началу 1930-х в советских школах сложилась двойная система: с одной стороны — педологи, взявшие на себя функции воспитания, с другой — педагоги, отвечавшие за образование. И всё же в 1936-м с новым направлением в педагогике было покончено.
Положение «О единой трудовой политехнической школе», принятое в 1918-м, предусматривало широкие возможности для различных экспериментов в педагогике. В этот период было введено комплексное обучение, бригадный способ проверки заданий, метод проектов; отменили классно-урочную систему. Внедрённые новшества и сегодня вызывают двоякое отношение.
Среднее специальное и высшее образование
Если говорить о среднем специальном и высшем образовании, то и в этом направлении советская власть добилась серьёзных успехов. Эпоха модернизации (сначала НЭП, а затем индустриализация) требовала огромного количества специалистов. Система обучения, оставшаяся от царской России, такого числа инженеров и технических работников дать не могла. Практически с нуля пришлось создавать систему среднего технического образования. По всей стране стали возникать так называемые фабрично-заводские училища, где подростки получали не только общее образование, но и начальные трудовые навыки и профессии. Особой формой получения среднего специального образования были техникумы — промежуточное звено между средней школой и высшими учебными заведениями.
Что касается высшего образования, то большевики достаточно быстро отказались от идеи автономии университетов. Уже в 1921-м все высшие учебные заведения были подчинены системе Народного комиссариата просвещения. Для них устанавливались государственные программы. Стремительно росло число вузов, особенно технических.
К концу 1930-х Советский Союз вышел на 1-е место в мире по количеству учащихся и студентов всех форм образования. Стоит отметить, что бурный рост числа высших учебных заведений обнаружил острую нехватку педагогических кадров. Ещё одной проблемой стало то, что в СССР многие люди, имевшие крестьянское или пролетарское происхождение, значительно проигрывали по уровню знаний представителям интеллигенции, которые имели возможность получить хорошее гимназическое образование ещё до революции. Чтобы преодолеть конкурсную систему отбора и иметь шанс поступить в вузы, для детей рабочих и крестьян были созданы подготовительные курсы — рабфаки.