Найти тему
Александр Сушков

Петровск Саратовский. Рязанско-Уральская железная дорога. Направление: Аткарск-Сенная. Станция Петровск Саратовский.

Петровск Саратовский. Рязанско-Уральская железная дорога. Направление: Аткарск-Сенная. Станция Петровск Саратовский.

Не знаю почему, но сегодня мне вспомнилась наша железная дорога.

Первое выходное августа - День Железнодорожника…

Несомненно, на этот день намечены какие-то мероприятия в городе, может, даже будет концерт…, но дело совсем не в этом… мне просто захотелось пройтись от дома по той старой тропке вдоль железнодорожных путей, к нашему железнодорожному вокзалу.

Интересно, сохранилась ли она?

Улица Фрунзе.
Улица Фрунзе.

Как и раньше, около бывшего молокозавода сворачиваю к железнодорожным путям…

-3

Оказывается, дорога ещё осталась… хотя и заросла изрядно.

Железная дорога…
Железная дорога…

Так и, кажется, что сейчас раздастся гудок поезда и из-за поворота покажется наша «Развозка»… Здесь, перед семафором, поезд часто останавливался и, уж если очень хотелось быстрее попасть домой, то можно было сойти, не дожидаясь вокзала.

-5

Давно это было…

-6

Утренние лучи солнца бьют в глаза и пытаются помешать мне сделать качественные кадры.

-7

В своё время железная дорога стала определяющим фактором для развития нашего города.

В связи с открытием 3 ноября 1894 года железнодорожной ветки к городу от Аткарска - и далее, 1 сентября 1895 года, - до Вольска, в Петровске наблюдается заметное оживление. В городе строится Петровский вокзал, который активно используется в дальнейшем для грузовых и пассажирских перевозок.

-8

Вот как описывают наши современные школьники старый железнодорожный вокзал:

«…на довольно большом расстоянии от южной окраины города с запада на восток пролегала железнодорожная ветка Аткарск-Вольск. Подъезжая по ней к Петровску, можно было увидеть деревянный вокзальчик, окрашенный в грязно-коричневый цвет. На месте сегодняшней птицефабрики (теперь – тоже бывшей) находилось поместье купца Гремячинского. Купец занимался скупкой и экспортом яиц и птицы. Справа от вокзала находилась каменная мельница купца Александрова… приземистые железнодорожные строения… небольшой деревянный, обитый оцинкованным кровельным железом элеватор… маленький нефтесклад».

-9

Старое фото паровоза на фоне водонапорной башни (фото из интернета).

Петровск. Вокзал. Источник: Рязанско-Уральская железная дорога и ее район  - Санкт-Петербург : Правление О-ва Рязан.-Урал. ж. д., 1913. Источник: Библиотека РГБ
Петровск. Вокзал. Источник: Рязанско-Уральская железная дорога и ее район - Санкт-Петербург : Правление О-ва Рязан.-Урал. ж. д., 1913. Источник: Библиотека РГБ
Современное фото вокзала.
Современное фото вокзала.
-12
-13

Сколько раз мы стояли около этого заборчика в ожидании прибытия поезда…

Пешеходный переход через железнодорожные пути.
Пешеходный переход через железнодорожные пути.

Теперь, когда поезда к нам заходят очень редко, этот переход, можно сказать, что «прижился», и мы без него не представляем себе жизни. А если вспомнить, то первое время народ было не остановить…, стоящий на путях поезд брали, как неприступную крепость… кто через тамбур пытался пройти, кто под поездом пролезал… только не через переход…

Постепенно привыкли… кроме своей непосредственной задачи, переход оказался хорошей смотровой площадкой…

-15

Отсюда можно наблюдать за прибытием поезда…

-16

Можно устраивать фотосессию.

Парк около Д.К. «Современник».
Парк около Д.К. «Современник».
Вид на пешеходный переход из парка.
Вид на пешеходный переход из парка.
-19

Ещё одна достопримечательность – Дом культуры «Современник». Определение Дом культуры не совсем верное… просто это определение перешло Современнику от старого здания Дома культуры Железнодорожников.

Здание железнодорожного клуба построено в 1922 году, завод "Молот" арендовал это здание с 1941 года. Источник: 
Архив ДК "Современник". Опубликовано Татьяной Богомоловой.
Здание железнодорожного клуба построено в 1922 году, завод "Молот" арендовал это здание с 1941 года. Источник: Архив ДК "Современник". Опубликовано Татьяной Богомоловой.
-21

Наш старый и добрый железнодорожный клуб… сюда мы детворой бегали на детские сеансы в выходные дни.

-22

Теперь «новый клуб» получил современное название - киноконцертный досуговый центр «Современник».

Вид на вокзал от клуба «Современник» (все же привычнее называть «Современник» клубом).
Вид на вокзал от клуба «Современник» (все же привычнее называть «Современник» клубом).

Справа (на фото) памятник Петру Первому, подарившему нашему городу своё великое имя и богатую историю.

Так выглядит привокзальная площадь сегодня.
Так выглядит привокзальная площадь сегодня.

Справа на фото водонапорная башня, которая на моем веку уже не действовала.

Посмотрим, что о ней пишут… «Они появились на свет в одно и то же время в 1894 году – железнодорожный вокзал и водонапорная башня. Высокая стройная красавица из красного кирпича служила для заправки паровозов, кочегары и машинисты постоянно бывали её гостями. Но шло время, постоянно шумящие и извергающие клубы дыма и пара паровозы начали исчезать, а вместе с паровозами исчезли кочегары…. Теперь водонапорная башня является памятником архитектуры… она тихо стоит в стороне, прекрасно вписывается в «интерьер» и уже больше ста лет никому не мешает».

-25

Здесь же на привокзальной площади находится городской автовокзал. Комфортабельный междугородний автобус заменил наш старый добрый поезд…

Теперь до Саратова можно добраться меньше чем за два часа… хотя, на поезде Балаково-Москва, нам петровчанам, очень удобно было добираться до Москвы…

Что поделаешь – не рентабельно… не верится даже, что это слово может относиться к живому человеку…

Памятник Петру Первому.
Памятник Петру Первому.

Привокзальная площадь является не только одной из главных достопримечательностей нашего города, она по праву стала одной из главных городских площадей…

И в праздничный, и будний день здесь всегда много народа… здесь встречают и провожают родственников и друзей, здесь проводятся митинги, отсюда начинаются праздничные городские демонстрации.

-27

Отсюда берет начало центральная улица города - улица Московская.