Найти тему

Программа «Европа» «Истории и мифы». СКАНДАЛ!!! Армения, 2022 год

Армения представила на конкурс "ЕвроПост"-а марку с изображением богини Астхик.

Богиня Астхик, Армения 2022 год
Богиня Астхик, Армения 2022 год

Астхи́к («утренняя звезда») — в армянской мифологии богиня любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна, о нем я писала в впуске про Нагорный Карабах. Имя Астхик является уменьшительно-ласкательным от армянского слова астх — звезда и переводится как «звёздочка». Это имя восходит к символу богини Афродиты (Венеры) — планете Венера. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь, питая поля и сады, принося людям обильный урожай. Астхик во время купания простирала туман над священной для армян рекой Арацани (нынешний Мурат или Восточный Евфрат), дабы засевшие на берегу молодцы не видели её наготы. Согласно «Истории Армении» М. Хоренаци: Астхик (Астартэ) из рассказа Белосян Сибиллы была дочерью Ноя (Ксисутриоса), который уладил раздоры между своим старшим братом Симом (Зрван) и младшими братьями Хамом (Титан) и Иафетом (Апостостен). Хам и Иафет соглашаются, чтобы Сим правил ими как старший брат, но по завету и клятве они заключают союз, убить всех мальчиков, рожденных женами Сима, чтобы они не властвовали над ними из поколения в поколение. С этой целью они назначают наблюдатели за рождением жен Сима и когда двоих убивают, Астхик вместе с женами Сима обращается к Ною, чтобы влиял на своих сыновей: сохранить жизнь другим мальчикам Сима. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь, питая поля и сады, принося людям обильный урожай. Её главный храм в Аштишате (к северу от современного города Муш в Турции) назывался «спальня Ваагна».

Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Историк V века Агатангелос отождествляет Астхик с Афродитой, а Б. Зулумян с месопотамской Иштар, чем определяет её место в пантеоне армянских богов. Культ Астхик был связан также с орошением садов и полей и снабжением сел водой. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляющие собой предметы культа Астхик. С распространением в Армении христианства Астхик стала рассматриваться как сестра сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета, родившаяся после всемирного потопа.

Безусловно красивая марка в отличном исполнении, отпечатанная во французской типографии, быстро набирала популярность, пока кто-то не обратил внимание на один факт, далее статья из "АМИ" (новости Армении).

"Плагиат или вдохновение? Дизайнеры прокомментировали скандал с отправленной на европейский конкурс маркой.

Маленькая Дикая Розочка в орлином гнезде. Иллюстрация Генри Джастиса Форда к «Багровой книге фей» (1903 год) (фото из открытых источников)
Маленькая Дикая Розочка в орлином гнезде. Иллюстрация Генри Джастиса Форда к «Багровой книге фей» (1903 год) (фото из открытых источников)

ЕРЕВАН, 16 июня. Новости-Армения. В соцсетях недавно появилась информация о том, что на конкурс почтовых марок "2022 EUROPA Competition" от Армении представлена работа, которая является плагиатом картины иллюстратора Генри Джастиса Форда (1860–1941 гг.). Речь идет о произведении "Little wildrose peeps down from the eagle’s nest", которая визуально, действительно, похожа на созданную творческой командой Indigo Branding Agency марку под названием "Goddess Astghik" (Богиня Астхик). Агентство "Новости-Армения" обратилось за комментариями к национальному почтовому оператору - компании "Haypost" ("Армпочта"), которая представляла Армению на европейском конкурсе, и к дизайнерскому агентству Indigo Branding Agency. Ответ из "Haypost" (Айпост почта Армении). В юридическом управлении почтового оператора допустили в возникшей ситуации наличие возможных признаков нарушения авторских прав. "Однако для подтверждения или опровержения данного предположения требуется заключение экспертов, владеющих специальными навыками, которыми "Haypost" не обладает", - сообщили в компании. Не плагиат, а вдохновение.

Реакция Indigo Branding Agency в ответ на запрос нашего корреспондента не заставила себя ждать. "Наша компания четко осознает важность соблюдения прав третьих лиц в отношении произведений. Следовательно, мы не продублировали существующее произведение, а вдохновились им. Более того, вдохновились произведением, в отношении которого какое-либо третье лицо (автор) не имеет имущественных авторских прав, поскольку оно является общественной собственностью", - заявили в агентстве. В Indigo Branding Agency пояснили, что, согласно авторскому праву, имущественные прав автора действуют в течение его жизни и продолжают действовать 70 лет после его смерти. По истечении срока действия имущественных прав произведение становится общественной собственностью, которой может пользоваться любой человек.

"Автор произведения "Little wildrose peeps down from the eagle’s nest", художник Генри Джастис Форд скончался в 1941 году. Следовательно, срок действия его имущественных авторских прав истек в 2011 году, и после 2011 года все произведения автора стали общественной собственностью, которая может свободно использоваться любым желающим, в том числе нашей компанией", - отметили в агентстве. Согласно авторскому законодательству РА, обработанные, переработанные, видоизмененные произведения рассматриваются как самостоятельные, защищенные авторскими правами произведения. Они называются "производными от авторских произведений" и являются не дубликатом, а самостоятельным объектом, подвергшимся обработке. Таким образом, заявили в дизайнерском агентстве, вдохновившись произведением, являющимся общественной собственностью, "нами был создан дизайн марки, которая при наличии уникального стиля и цветового решения защищена авторскими правами как самостоятельное произведение".

Богиня Астхик. Маленькая Дикая Роза, художник Генри Джастис Форд (иллюстрация из открытых источников)
Богиня Астхик. Маленькая Дикая Роза, художник Генри Джастис Форд (иллюстрация из открытых источников)

Развязка истории

Между тем, как сообщил агентству "Новости-Армения" источник в компании "Haypost", армянская сторона отозвала свою заявку для участия в конкурсе. И действительно, на сайте конкурса, информация об участии Армении вообще отсутствует.

Конечно, тут не нужно быть специалистом, а просто иметь глаза, чтобы увидеть самый настоящий дизайнерский плагиат, ибо художниками тут не пахнет от слова - совсем.

В оригинальной иллюстрации речь идет о румынской сказке (Румыния тоже представлена на конкурсе) "Маленькая Дикая Роза" или в нашем случае Маленький Шиповник - слово в русском и в румынском! языке имеет мужской род, однако шотландский поэт, этнограф Эндрю Лэнг перевел сказку и назвал её - Дикой Розочкой включив произведение в "Багровую книгу фей".

Далее мой очень вольный перевод.

В сказке говорится: Старик отправился на поиски того, кто бы помог найти ему ребенка-наследника. В темном лесу (где же ещё, детей искать) он нашел отшельника, который дал ему яблоко, сказав ему съесть половину, а вторую отдать жене. Возвращаясь он почувствовал жажду; воды не было, и он съел целое яблоко. (Тут какой-то провал, видимо яблоко играло какую-то значимую роль, но иностранный источник опускает этот сюжет). По дороге домой он нашел красивую девочку и принес ее домой, положил в ведро (это же Румыния! эх, ромалы) и ушел в дом, чтобы позвать жену. Пока дед искал жену, мимо пролетающий орёл унес ребенка на съедение своим орлятам, но те приняли ребенка в стаю. Линдворм (бескрылый дракон) пришел съесть семейство, но что-то пошло не так и дракон погиб. Орел успел спасти Розочку подняв её вместе с орленком в небо.

Однажды Розу увидел сын императора и заболел от любви. Отец спросил его, что случилось, и, узнав, что тревожит наследника, послал за девицей. Старушка обещала достать им девочку (видимо с дерева, с которого она не хотела спускаться), она начала разводить костер под деревом, но делала это неумело. Маленькая Уайлдроза пыталась объяснить ей, как это делать, но у бабки всё равно не получалось, тогда "Маленькая Шиповник" спустилась, чтобы показать ей, и старуха увела ее. Но вроде все кончилось хорошо - сын императора женился на ней.

Что там было во второй половине румынской сказки не ясно, поскольку там фигурирует мальчик - Шиповник. Вряд ли ЛГБТ повестка была настолько сильна в средневековой Европе.

Маленькая Дикая Розочка в орлином гнезде. Иллюстрация Генри Джастиса Форда к «Багровой книге фей» (1903 год). (фото из открытых источников)
Маленькая Дикая Розочка в орлином гнезде. Иллюстрация Генри Джастиса Форда к «Багровой книге фей» (1903 год). (фото из открытых источников)

Вернёмся к маркам. Брать сюжеты или выпускать марки по мотивам картин и скульптур художников прошлых столетий это вообще обычная практика. Миниатюра немецких дизайнеров по мотивам работы художника Августа фон Вилле - Приключения барона Мюнхгаузена.

Марка: Германия, 2020 год. Иллюстрация Августа фон Вилле, работа датируется 1872 годом. (фото из открытых источников)
Марка: Германия, 2020 год. Иллюстрация Августа фон Вилле, работа датируется 1872 годом. (фото из открытых источников)

Тут конечно нельзя не вспомнить марку по программе «Европа», «Истории и мифы» Приднестровья, где тот же самый Мюнхгаузен, всё так же верхом на ядре вдохновил дизайнеров.

Марка: ПМР 2022 год. Открытка художника Оскара Херрфурта,  примерно 1904 год.
Марка: ПМР 2022 год. Открытка художника Оскара Херрфурта, примерно 1904 год.

Имеет ли право на существование "скопированные" образы в миниатюре? Конечно да! но можно ли выдвигать такие марки на художественный конкурс, конечно нет! ПМР естественно пофиг, они и так и не участвуют, а вот Айпост облажалась. Дизайнеры не только скопировали образ другого художника, они подменили персонажей.

Пока марки можно прикупить по адекватной цене, но вероятнее всего, их стоимость, из-за скандала, будет выше. Тираж Айпост составляет 25 тыс экземпляров. Тираж зубцовой серии марок Приднестровья, ещё меньше — 4200 шт.

Так же, можно будет выиграть комплект марок по программе "Истории и мифы" моим подписчикам. Следите за новостями!!!

#марки #филателия #маркиАрмения #маркиПМР