Хозяйственные дороги — постоянная головная боль для фермерских хозяйств, производств, владельцев складов, карьеров и других объектов. Дороги нужны, но строить их дорого, а из-за тяжелой техники они быстро выходят из строя. Но есть инновационный материал, который легко справится с проблемой — дорожный фосфогипс. Стоит он недорого, а дорога строится быстро и долго служит. Об особенностях материала и выгоде его использования при строительстве хозяйственных дорог читайте в статье.
Дороги из фосфогипса выдерживают тяжелую технику
Главное преимущество материала — дороги из фосфогипса получаются очень прочными. Трактора, самосвалы и сельскохозяйственная техника быстро разрушают обычные дороги — появляются глубокие колеи, щебенка уходит в грунт. Даже бетонные плиты не выдерживают таких нагрузок, со временем трескаются и перекашиваются.
Фосфогипс легко справляется с большими внешними нагрузками. После укладки и уплотнения материал превращается в монолитную плиту, схожую по параметрам с бетонной. Вот какие это дает преимущества:
- Основание получается до 5 раз прочнее, чем при использовании песка и щебня.
- Плита распределяет нагрузку по большой площади, поэтому на поверхности не образуются колеи.
- Можно увеличить нагрузку на ось с 15 до 30 тонн и вдвое повысить грузооборот дороги.
Поэтому дорога из фосфогипса идеально подходит для обустройства подъездов к промышленным предприятиям и полигонам ТБО, съездов на поля и других участков, по которым ездит тяжелая техника.
Дороги из фосфогипса быстро строятся
Иногда важно быстро построить дорогу — например, когда весной сошел снег и стало ясно, что старые подъездные пути разрушены. Слой щебенки — это временное решение, следующей весной ситуация наверняка повторится. А строить дорогу — слишком долго. Но только не с фосфогипсом.
Строительство дороги из фосфогипса происходит быстрее. Вот за счет чего:
- Меньшее число слоев и операций. Для технических дорог можно использовать самый простой вариант укладки, где фосфогипс кладут прямо на уплотненный грунт и сверху засыпают щебнем. При таком способе даже геотекстиль не используют — поэтому строительство идет быстрее, чем обычно.
- Фосфогипс «не любит» долгой подготовки. Материал нужно насыпать, выровнять и уплотнить сразу после доставки, иначе он потеряет пластичность. Дорожно-строительные компании оптимизируют процессы и работают быстрее.
- Фосфогипс быстро набирает прочность. Открывать движение по новой дороге можно через сутки после завершения работ. Этого времени достаточно, чтобы слой фосфогипса превратился в монолитную плиту, которая выдерживает повышенные нагрузки.
В итоге новая дорога появляется гораздо быстрее, чем при использовании классической технологии строительства. А результат кардинально отличается от привычного восстановления дорог новым слоем щебня — в лучшую сторону.
Дороги из фосфогипса долго служат
Классическая щебеночная дорога — быстрое, но недолговечное решение. Такое покрытие почти каждый год приходится восстанавливать — щебенку размывает, камни смешиваются с грунтом, на поверхности появляются глубокие ямы из-за неравномерного морозного пучения.
3 причины, почему фосфогипс в таких условиях работает лучше:
- Основание из дорожного фосфогипса — это прочная монолитная плита, которая не смешивается с грунтом.
- Фосфогипс защищает поверхность от морозного пучения — он не впитывает воду и не деформируется при замерзании грунта.
- Плита не размывается водой, долго сохраняет форму и ровную поверхность.
Неблагоприятные климатические условия не наносят вреда фосфогипсу — такие дороги остаются в отличном состоянии, когда другие приходится постоянно ремонтировать.
Дороги из фосфогипса экономят бюджет
Построить надежную дорогу для тяжелой техники дорого — нужно прочное основание и поверхность, которая выдерживает высокие нагрузки. В таких ситуациях иногда используют бетонные плиты, но это затратная технология — нужно прочное основание из гранитного щебня и песка или цементно-песчаной смеси. Да и сами плиты стоят недешево.
Дороги из фосфогипса — это самая бюджетная технология. Вот за счет чего снижается стоимость:
- Фосфогипс стоит меньше других дорожно-строительных материалов.
Максимальная выгода достигается при строительстве дорог 4-5 категории, когда можно использовать два слоя — фосфогипс и щебень. Технология позволяет заменить до 100% песка и 75% щебня. - Уменьшается объем работ.
При строительстве дорог из фосфогипса используется меньше слоев, не нужен геотекстиль для разделения. Это экономит затраты на материалы и работы. - Увеличиваются сроки межремонтного обслуживания.
На поверхности не образуются колеи и трещины, поэтому не придется постоянно ремонтировать дорогу. Это снижает расходы на поддержание дорог в нормативном состоянии.
В итоге дорога из фосфогипса по надежности не уступает бетонной, а стоит меньше вариантов с использованием песка и щебня.
В Саратовской области уже построены технические дорог из фосфогипса. Вот несколько примеров:
- дорога к одному из полигонов ТБО;
- дорога к складу аммиака на заводе «Апатит»;
- дорога к Балаковскому металлургическому заводу;
- дорога к фермерскому хозяйству в селе Подсосенки.
Все они эксплуатируются уже более 7 лет и до сих пор в хорошем состоянии — не проводился ни ямочный, ни капитальный ремонт.
Технология отработана и проверена, есть СТО на строительство, а сам фосфогипс дорожный внесен в реестр новых и наилучших материалов ФАУ «РОСДОРНИИ».