Найти тему

Мутазилизм

Мутазилизм – направление философии калама, характеризующееся некоторыми исследователями как самостоятельное направление арабо-мусульманской философии. Зародившееся в Басре около 720 г. рационалистическое религиозно-философское учение было развито мутакаллимами второй половины VIII в. с опорой на переведенные на арабский язык античные источники.

Типичный для семитской мысли религионим (муʻтазила, букв. «обособившиеся»; в мутазилитских источниках встречается также религионим ʼахл ат-тавх̣ӣд ва ал-ʻадл, «люди единобожия и справедливости»), как и в случае с первыми «обособившимися» Ближнего Востока, фарисеями (ивр. прушим), не является самоназванием: согласно источникам, муʻтазила были названы отколовшиеся от кружка известного богослова ал-Х̣асана ал-Бас̣рӣ (ум. 728) его ученики. Имена этих отъединившихся богословов, учивших – вопреки сложившимся в кружке представлениям – о «срединном положении» не верного и, вместе с тем, не неверного мусульманина, совершившего великий грех (кабӣра), называются средневековыми доксографами по-разному: так, ас-Сам‘а̄нӣ называет в качестве первого мутазилита‘Амра б. ʻУбайда (ум. 760), а Т̣а̄ш Кубрӣ-заде вкладывает слова осуждения позиции ал-Х̣асана ал-Бас̣рӣ в уста К̣ута̄ды б. Да‘а̄мы (ум. 735). Тем не менее абсолютное большинство историков и ересиографов – в том числе аш-Шахраста̄нӣ – приписывает впервые высказанный протест против теории ал-Бас̣рӣ (равно как и против теорий хариджитов и мурджиитов) другу и сподвижнику ʻАмра, Ва̄с̣илу б. ʻАт̣а̄ʼ ал-Г̣азза̄лу, воспитаннику хашимитов Медины.

Активная проповедь Ва̄с̣ила и‘Амра привела к рассылке эмиссаров молодого учения в отдаленные районы Хорасана и Северной Африки. Источники умалчивают о политической ориентации мутазилитских эмиссаров первой половины VIII в., однако нет оснований отождествлять ее с позицией проалидского «политического мутазилизма», постулировавшего нейтралитет в борьбе имама ал-Х̣асана и Муʻа̄вии, как это сделал К. Наллино. Как бы то ни было, мутазилитские идеи нашли поддержку в лице имамов зайдитского государства в Йемене и государствах Идрисидов и Рустамидов в Магрибе.

Неравномерное развитие мутазилитских доктрин в целом совпадает с развитием теологии других школ калама. Ранний мутазилизм (ок. 680‒770) не выходил за рамки хариджитского и мурджиитского дискурса. Основные вопросы, поднятые Ва̄с̣илом и‘Амром, так или иначе связаны с проблемами божественных атрибутов, свободы человеческой воли, статуса великого грешника, сущности веры и, как следствие, природы власти (халифата). Зрелый же мутазилизм (780‒1100) характеризуется значительной онтологизацией доктрин мутакаллимов, кристаллизацией их теологических, физических и антропологических идей, систематизацией последних. Под явным влиянием античных и персидских концептов формируется как терминологический аппарат мутазилитского калама, так и структура классического арабоязычного философского трактата. В это же время возникает довольно условное деление мутазилитских мыслителей на басрийскую (ал-ʻАлла̄ф, ан-Наз̣з̣а̄м, Муʻаммар б. ʻАбба̄д, ал-Джа̄х̣из̣, ал-Фуват̣ӣ, ал-Мурда̄р, ал-ʼИска̄фӣ, ал-Мурда̄р, ʼАбӯ ʻАлӣ ал-Джубба̄ʼӣ и ʼАбӯ Ха̄шим ал-Джубба̄ʼӣ) и «детерминистическую» багдадскую (Бишр б. ал-Муʻтамир, ал-Х̱аййа̄т̣, ал-Каʻбӣ) «школы». Под непосредственным влиянием мутазилитской философии развивалось и иудейское богословие Гаонов (Саадия Гаон).

Формулированию основных натурфилософских и теологических концепций зрелого калама во многом способствовало прекращение гонений аббасидского халифа Ха̄рӯна ар-Рашӣда (ум. 809) против мутакаллимов различных школ, равно как и начало знаменитого «испытания» (мих̣на) ал-Маʼмӯна (ум. 833), использовавшего в качестве идеологического маркёра на лояльность властям согласие с мутазилитско-джахмитской доктриной о сотворенности Корана. Упадок мутазилитской школы калама пришелся на конец «испытания» (849) при халифе ал-Мутаваккиле (ум. 861) и начало реставрации традиционализма в X–XI вв. В период активного сближения ашаритской школы калама с арабоязычным перипатетизмом (1100‒1300) смещение центров мутазилитской мысли на шиитский восток (в частности, Хамадан, Прикаспий и Йемен), а также покровительство Буидов и зайдитских династий предотвратили синтез сохранившегося мутазилитского наследия с основными положениями философии суфиев и неоплатоников. Последним выдающимся мыслителем эпохи заката мутазилизма был известный экзегет, богослов и языковед Хорезма аз-Замах̱шарӣ. Уничтожение традиционалистически настроенными властями мутазилитского теолого-философского корпуса текстов по всей территории Халифата отразилось и на состоянии изученности мутазилитского вероучения, интерес к которому вновь проявился только в XIX в. Открытие оригинальных текстов «обособившихся», долгое время считавшихся утерянными, способствовало усвоению и развитию их концепций представителями мусульманского религиозного возрождения (нахд̣а) – т.н. неомутазилизм (ʻА. Соруш).

Автор: Нофал Ф.О.

Подробнее читайте на сайте Электронной философской энциклопедии