Латвийский сектор транзита грузов в первом полугодии сохранил работоспособность, однако его будущее вызывает опасения в связи со вступлением в силу все новых ограничений
Объем транзита грузов в Латвии в первом полугодии превысил показатель прошлого года. Хотя обороты заметно отстают от "допандемийных" времен. Примерно на треть упали авиаперевозки, в автоперевозках количество "дозволов" на Россию снизилось совсем незначительно, в то же время в Беларусь – даже выросло. Прогнозы о том, что военные действия на Украине и введенные санкции "убьют" латвийский транзит, не сбылись. Показатели весьма неплохие, но - только на текущий момент.
В начале марта, вскоре после начала военных действий на Украине, министр сообщения Талис Линкайтс делился прогнозами, что при самом плохом сценарии Вентспилсский порт может потерять две трети от существовавшего на тот момент грузооборота. Рижскому порту прогнозировали снижение объемов почти наполовину, Лиепайскому – примерно на треть. Самые пессимистические прогнозы были адресованы Латвийской железной дороге, которой прочили сокращение оборота на 82%.
Сейчас очевидно, что пессимистические прогнозы не сбылись. По железным дорогам Латвии с марта по июнь было перевезено 7,901 миллиона тонн грузов, что, по сравнению с тем же периодом прошлого года, больше на 25,1%. Порты Латвии показали рост на 17%.
Экономист Банка Латвии Янис Маурис полагает, что для грузоперевозчиков Латвии год начался удивительно хорошо, учитывая геополитическую ситуацию. Однако перспективы развития транспортного сектора не выглядят обнадеживающими. Если сравнивать с данными за март – июнь 2019 года (последнего "нормального" года), в этом году оборот железной дороги Латвии сократился на 47,3%. Падение - в секторе перевозки нефти и нефтепродуктов, древесины, металлов, химических грузов. В плюсе - перевозка зерна, руды и минеральных грузов. Порты Латвии, по сравнению с мартом – июнем 2019 года, потеряли примерно 23,2% оборота. Рижский порт - 26,4%, Вентспилсский – примерно 30%. А вот Лиепайский даже увеличил перевалку на 5%. Снижение отмечено в сегменте насыпных грузов, металлов, угля, нефтепродуктов. В плюсе - зерно, щепа и контейнерные грузы.
Основным двигателем роста оборотов транзита стал уголь из Казахстана, за год перевалка выросла в десятки раз. Если в первые шесть месяцев прошлого года латвийская железная дорога перевезла 34 тысячи тонн грузов из Казахстана, то в этом году – уже 2,46 миллиона тонн. 70% грузов – это каменный уголь.
Из всего объема грузов, перевезенных в марте – июне, 51,3% составляли грузы из России, их количество сократилось, по сравнению с тем же периодом 2020 года, лишь на 0,8%. 9,5% всех грузов – поступили из Беларуси, и это на 22,7% меньше, чем годом ранее. Доля Казахстана, как уже говорилось, выросла с 0,5 до 28%.
Экономист Банка Латвии отмечает, что пик грузооборота пришелся на самый конец февраля – начало марта, особенно вырос экспорт из России: предвидя санкции, предприятия пытались ввезти и вывезти столько, сколько можно. Затем, с введением санкций, обороты постепенно выровнялись.
Комментируя перспективы железнодорожных перевозок, министр сообщения Талис Линкайтс отмечает, что Казахстан остается важным деловым партнером, однако с учетом геополитической ситуации нет никакой гарантии, что Россия не перекроет транзит грузов из этой страны в направлении Латвии, "недружественного государства".
Данных по автоперевозкам за полугодие пока нет, однако информация Автотранспортной дирекции свидетельствует, что с марта по июнь на грузоперевозки в Россию выдано более 16 500 разрешений, по сравнению с тем же периодом прошлого года, их количество сократилось на 14,1%, а по сравнению с 2019 годом – на 16,3%. На Беларусь выдано 7809 разрешений, что на 12,9% больше, чем за тот же период прошлого года. Председатель правления Автотранспортной дирекции Кристианс Годиньш отмечает, что первоначально эффект после введения санкций был очень заметным. Резко сократился спрос на разрешения на Россию и Беларусь, но сейчас он постепенно возвращается к прежним показателям. Он считает, что причиной этому является большой спрос на эти услуги и готовность покупателей платить больше за фрахт. Поэтому даже с учетом рисков сложностей оплаты и долгих очередей на границах, автоперевозчики продолжают свою работу.
Часть автоперевозчиков, по его словам, пытаются использовать юго-восточные коридоры, чтобы осуществлять поставки в Грузию, Армению, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению.
Но не только военные действия и санкции доставляют сложности транспортным компаниям, но и принятый Евросоюзом "Пакт мобильности", который больше всего затруднил работу перевозчикам из стран Восточной Европы, заставляя их регулярно возвращаться в свои страны. Важно и то, что определенные виды товаров, согласно санкциям ЕС, не могут быть ввезены в Россию, а в начале июля закончился переходный период, в течение которого следовало завершить все работы по ранее заключенным договорам. Так что ситуация может существенно измениться во второй половине года.
Наиболее пострадавшей отраслью являются авиаперевозки. С окончанием пандемии COVID-19 казалось, что отрасль вернется к прежним объемам, но прогнозы не сбылись. С марта по июнь в аэропорту Рига было обслужено на 32,3% меньше грузов, чем в 2021 году, и на 33% меньше, чем в 2019-м. Председатель правления аэропорта Лайла Одиня говорит, что до введения санкций большая часть грузоперевозок в Ригу совершались самолетами, зарегистрированными в России. Теперь по причине введенных санкций их нельзя обслуживать. В свою очередь, бортам европейских авиакомпаний запрещено пересекать воздушную границу России. "Теперь надо искать путь в обход России, поэтому Рига больше не является привлекательным пунктом для доставки китайских грузов – они теперь в Латвию приходят сухопутным путем из других аэропортов Европы", –заявила Одиня.
Из Риги по-прежнему летают компании FedEx и DHL, несколько увеличился объем грузоперевозок, совершаемых на пассажирских самолетах, которые ведут airBaltic, Uzbekistan Airways и Turkish Airlines. Но в целом логистические цепочки еще не перестроились, и грузы е-коммерции пока не нашли удобное прямое авиасообщение с Ригой. Хотя весной аэропорту прочили потери в размере 38% от грузооборота, но на данный момент обороты уменьшились только на 25%.
Прогнозы по всем отраслям неутешительны. Введенные санкции вступают в силу постепенно, отдельные – только с июля или августа. Возможны ответные шаги со стороны России и Беларуси. Поэтому эксперты отмечают: ситуация непрогнозируема. Латвия очень заинтересована в грузах из Казахстана, Таджикистана, других стран – но перспективы транзита зависят от того, пропустит ли Россия эти грузы через свою территорию. Учитывая общие геополитические настроения, вряд ли можно ожидать общего улучшения ситуации, в том числе в области грузоперевозок.